Найти тему
Культ Колеса

Мотопутешествие в Магадан. День 13

Читать путешествие с начала | Читать "Мотопутешествие в Магадан. День 12"

День 13. 28 июня. Томтор (Оймякон) – Агаякян, 100 км.

Про то, как закончилась дорога, гонку с трактором и рухнувший мост

Утро началось с бодрого «Подъем!». Открыв глаза, все трое увидели мужчину в дверях. Записку он, конечно, не заметил и, привычно поднявшись по скрипучей лестнице, как и сотни раз до этого, прошел сразу в комнату. Руслан подскочил и выдал что-то типа «Извините, мы не…», но услышал в ответ суровое «Мы вас никогда не простим». После этого диспетчер улыбнулся и спросил, что мы тут делаем. Рассказав в двух словах о злоключениях, сразу перешли к вопросу есть ли дорога дальше, к Магадану. Мужчина засмеялся и сообщил, что совсем недавно мимо них проезжала экспедиция на подготовленных джипам, и даже им пришлось вернуться. После этого он заторопился, сказал, что ему срочно нужно отправить вертолет, и велел собираться, пообещав вернуться и решить, что с гостями делать дальше.

-2
-3
-4
-5
-6

По сути, это был рекорд. Рекорд пробега – минус 150. Теперь необходимо осознанно вернуться на участок трассы, где вчера встречали медведей, и отмахать все 1200 до Магадана. Всю эту дорогу туристы ехали на основании слов одного жителя Хандыги. Некий Сергей около магазин сообщил, что пару недель гнал здесь Патриот. Как же случилось, что сейчас местные говорят, что дороги нет. Настало время все выяснить, благо, его телефон был записан и в Томторе была связь.

-7
-8
-9

Результат телефонного звонка поверг в шок. Сергей сказал, что это ездоки все перепутали, и гнал он не Патриот, а два Камаза, и не две недели, а 8 лет назад. Попробуйте оценить округлость вылезших из орбит глаз. Посовещавшись, не переставали охуевать и прикидывали вероятность массовых галлюцинаций сразу у троих. Да, падали по дороге, но головой вроде не прикладывались. Вроде… В общем-то, уже было неважно, как произошло это ужасное недоразумение – стоя в самом сердце тайги, лучше бы выбраться отсюда. Дорога назад одна, выбирать не приходится.

В благодарность оставили диспетчеру шоколадку, так и не дождавшись его возвращения. Навьючив груз, выдвинулись в село по ужасно размытой за ночь дороге. Нашелся и магазин, настала очередь удивляться ценам. Литр молока далеко за сотню, сигареты дороже ровно вдвое. Тут, как и с дорогой, выбирать не приходится – нужно брать, что есть.

-10

Ребята вышли на крыльцо. Теплый летний день, волосы треплет ветер. Булка и кефир – скудный завтрак путешественника, но на вкус он как амброзия. Старое крыльцо, с вышоркаланой с годами от ног посетителей краской, скрипит при каждом движении. Неторопливо идет женщина – такое чувство, что ей некуда спешить, здесь всем некуда спешить – обращает на гостей внимание, начинает разговор. Поведав, что в Томторе есть краеведческий музей, она очень рекомендовала его посетить. То ли стало реально интересно, то ли так не хотелось возвращаться к медведям, но в итоге путешественники зависли на пару часов в музее и ни капли не пожалели.

Музей находился в двух домах. Краевед рассказала о долгожителях севера, о тюрьмах, о коренных народах севера. Была и экскурсия в юрту, рассказали про быт северных жителей, а в конце рассказа, сразу за зданием музея, показали стеллу «Полюс холода». Фото на память, дороги ждут – вот и дождь заморосил, противный такой, как бы намекавший, что пора ехать.

-11
-12

Стоило выехать на трассу, как Руслан остался в одиночестве – не доглядел и выехал на спущенном колесе, которое начало таскать по глине. Кое-как выровняв и удержав мотоцикл, наездник спешился и огляделся. Высокая трава, впереди лес, а ребята, сконцентрированные на дороге не заметили отставшего, и уехали вперед. Пара минут – пока достал насос и начал качать – и вернулся Яша. Качали по очереди, страхуя друг друга с фаером наперевес – одна из немногих надежд отпугнуть зверя. Второй и последней был газовый баллончик, который работал на эффекте плацебо – к тому времени, как медведь приблизится на расстояние действия баллончика, последний вряд ли уже понадобится.

-13

К моменту, когда колесо было накачено, вернулся злой Саша. Договорившись следить друг за другом повнимательнее, двинулись дальше. На открытом участке повстречалась какая-то абсолютно неуместная свора диких собак, понятия не имею, что они там делали. Погавкав приветственно, они учтиво убрались в кусты, как только ревущие монстры стали приближаться. Полет нормальный, сил много, идем уверенно. Если от села выезжали по глине вперемешку с камнями, то сейчас взору предстал участок из чистейшей якутской глины. Саша, который шел первым, завихлял – мотоцикл пустился в занос, перекладка на другой бок, ездок пока в седле. Пока Руслан смотрел на это все, начало таскать и его, и в какой-то момент они с Сашей падают вместе – Яша проявил мастерство и остался на двух колесах. Бинго, почти командная работа – скоро будем падать все скопом. Беглый осмотр, работаем дальше – у Саши минус зеркало, у Руслана только грязь, кофры успели вовремя отстегнуться, не сломавшись.

-14
-15

Проехав еще чуть-чуть, остановились на пит-стоп подкачать знаменитое в узких кругах Сашино заднее колесо. Группу нагнал непонятно откуда взявшийся трактор с прицепом и двумя пьяненькими якутами в кабине. Поприветствовав, они сообщили, зачем сами выгнали трактор на трассу. Дело в том, что через несколько километров впереди их ждет родственник на автомобиле, который не может переехать через вышедший из берегов ручей. Да, да, не реку, а ручей. Повспоминав, пришли к согласию, что на самом деле пересекали какой-то ручей на пути туда, но он был настолько мал, что не пришлось даже останавливаться перед ним. Но, судя по тому, что родственник позвал на помощь трактор из села за столько километров, дело пахло жареным. Трактор сможет перекинуть на другую сторону, но для этого… нужно было выиграть гонку. Да-да, гонку с трактором!

Итак, вводные данные. Трактор двигается по якутской земле медленно, но очень, сука, уверенно. Ползет себе свои двадцать-тридцать, и будет ползти до самого ручья-реки. Мотоциклы ползут около сорока, но вынуждены дать трактору фору из-за Сашиного колеса, которое, кажется, перестало держать давление вообще и на насос реагирует слабо. Время пошло.

Трактор с местными уверенно вырывался вперед, оставляя мотогонов глотать глину и клубы пыли. Последние судорожно вгоняют воздух в кусок резины, но тщетно. Проинспектировав корд, торчащий во все стороны из колеса, нашли приличную дырку в резине, которую и придется исцелять жгутом. На удивление, жгут помог - потеряв всего двадцать минут, мотоциклисты врываются в гонку.

Трактор появился на горизонте уже через десять километров, но совсем не из-за разницы скоростей. Догоняющих от трактора разделяла не пойми откуда взявшаяся река, которая текла поперек дороги. Бурные воды огромным потоком сошли с гор и образовали здесь новое течение, которому уж никак не моглось течь вдоль дороги – нет, ему нужно её перемыть. Трактористы остановились посмотреть, смогут ли новые знакомые преодолеть эту преграду. Спешившись, мотогоны сначала решили проверить дно ногами, пройдя по колено в воде вдоль всего участка. Под водой может быть все что угодно – провал, камни. В тот момент показалось уместным сначала наметить маршрут ногами, а потом основательно, по одному, через него успешно пройти. Опасения подтвердились – по правой стороне часть дороги смыло вниз, можно пройти по левой кромке, главное не забуксовать в каменной насыпи.

Все по отлаженной схеме – один едет, один идет рядом, страхует. Мокрые ноги давно перестали быть причиной для переживаний – это уже просто данность. Первый, второй, третий – и вот уже вся группа преодолела водяную преграду по одной и той же траектории.

Вот из-за пригорка начал виднеться, а потом и слышаться виновник торжества – бурный горный ручей. С каждой его стороны скопилось по несколько машин. По стечению обстоятельств и иронии судьбы, ручей находился у дома того самого деда-зэка, к которому изначально и ехали, сунувшись на старую трассу.

-16

«Сталин – сволочь!» – яростно прокашлял дед – «Завалил немецкие пулеметы трупами советских солдат! Дон поднялся, и мы поднимемся!». Старик давал одному из водителей урок истории, и тема, по всей видимости, была про Вторую Мировую. Складывалось впечателение, что дед ручью благодарен, еще бы – столько невольных слушателей! Стоя на пригорке, он скакал от темы к теме, и к каждой находилось, что сказать. Его лицо частично скрывала москитная сетка, но даже через нее были видны глубокие морщины и беззубый старческий рот.

«Освободился я в 56, ровно через 20 лет, после того, как сел. Решил изучить окрестности, возвращаться все равно некуда. Так и остался здесь на гидрологической станции работать. Жил, меры снимал, медведя стрелял время от времени. Как-то раз пошел местность осмотреть, а там как раз река разлилась, как сейчас здесь. Пошел переходить вброд – унесло и палку, и вещи. Так голым и отправился я на перевал. Нога болит ужасно, видимо, камнем разбило, пока реку переходил. Присел осмотреть рану, поднимаю глаза – а передо мной медведь. Седой весь, как я. Только и успел, что вскочить на ноги, так и стояли лицом к лицу. Но медведь меня пожалел, не разодрал. Не помню, сколько мы так стояли, но стоило мне на секунду опустить взгляд на кровоточащую ногу, медведь пропал. С тех пор я их не стреляю. Но они мне по сей день платят – задрали уже трех коней и одного жеребенка. А вот как-то была у меня тут одна бомжиха, ебу я её, значит, и спрашиваю, а фамилия то у тебя как, помнишь, падла?»…

Создавалось чувство, что рассказ этот звучал из его уст не раз и не два, но верилось в него очень с трудом. Променяв басни на реальность, отправились осматривать ручей. Это была настоящая горная река, бурлящая пеной, готовая унести вниз любого, кто сунется её форсировать. Видимо, ручей разливался не впервые, потому что недалеко оказался подвесной пешеходный мостик. Пока дед болтал, договорились с трактористом, чтобы подогнал прицеп к пригорку, чтобы закатить на него все три мотоцикла. Погрузка прошла более-менее гладко, мотоциклы связали вместе стропами, и зафиксировали за кузов. Вся процессия двинулась к воде. Наездники шли сбоку, будто провожая коней. Вот скрыло передние колесики трактора, за ними почти полностью погрузились в воду и задние. Когда волна ударила в прицеп, привязанная к нему троица лихо покачнулась, заставив сердца замереть. Стоит сейчас одному из бортов не выдержать потока и открыться, как весь ценный груз мигом и навсегда покинет палубу. Силу течения сложно недооценить, она играючи унесет трехсоткилограммовые байки, словно это велосипеды. Удача была на стороне гостей – вот трактор уже карабкается на тот берег, скорее за ним, по мостику.

-17
-18
-19
-20
-21
-22
-23

Мотоциклы сгружены, но уезжать нельзя – не по-людски. Нужно помочь – ведь трактор приехал не для нас, а за родственником. Его-то, родственника, универсал и предстояло загнать в борт и отправить обратно. И если при большом желании мотоцикл можно просто поднять, пусть и втроем, то с машиной, даже легковой, такой трюк не пройдет – нужно найти подходящий пригорок, изготовить трап, уместить кузов в деревянную коробку борта.

Заняло это действо не меньше часа – пока грузили, разговорились с другими ожидающими. Ими оказались геологи на двух «буханках». Солдат спит, служба идет – им никуда торопиться не надо, да и не перевезет их трактор, разве что волоком. Они уже начали располагаться, в ожидании схода воды. Тракторист взял немного денег за услуги, хоть и все равно ехал на этот берег, но не жалко – ночевки у деда никто не желал, нужно двигаться.

Никому неизвестно, чем, но Саше очень уж приглянулась шкура марала, которая болталась в кузове, вместе с мотоциклами пересекая воду. Обсудив с группой, он принял решение отправиться с индейцами на переговоры – понес им наличные бусы. Вернулся сияющий, со шкурой под мышкой. «Вытороговал, однако» - сказал он и развернул шкуру. Шкура, вероятно, переживала не лучшие времена, была мокрая и время от времени теряла волосы.

Начинало темнеть. Построившись, группа идет по плотной тайге через тонкую полоску из глины и камней. Внезапно, явно того не желая, Яша, который двигается вторым, перед Русланом, начинает терять скорость. По традиции, Саша мчится дальше. Мотоцикл заглох, никак не реагирует на попытки его завести. Сняли бак в полевых условиях, проверили искру – искра есть, но появились подозрения на насос. Вернулся Саша, говорит до воды всего 2 км. Решено выбраться из леса к воде, так будет реально безопаснее – и зацепили мотоцикл Яхи на трос. Цирк приехал!

Буксирование мотоцикла другим мотоциклом само по себе занятие интересное. Если при аналогичной процедуре у автомобилей резкий рывок может тут же быть погашен педалью тормоза, то у двухколесных он может закончиться падением. Поэтому буксирование проходило очень медленно, и также аккуратно.

-24

Уже знакомый мост, по которому перетаскивали Яху, под которым Саша и Руслан форсировали брод. Вода подмыла мост еще больше, один понтон уже упал полностью вниз, насыпь размыта очень основательно. Идти по оставшемуся понтону? Может быть, но сначала надо разобраться с подбитым соколиком. Разделили работу – хозяин ковыряет мотоцикл, остальные разводят костер, ищут дрова и готовят перекус. Тепло костра, радость поедания гречи, мотоцикл, который наконец-то завелся, вещи уже частично развешены для сушки… Решено, что на сегодняшний день приключений хватит и переходить через полуупавший мост сегодня будет не лучшим решением. Разбили лагерь, поставили палатки, нужно ложиться спать. На дворе еще светло – застали самый апогей белых ночей. Но пусть даже горела лампа, которая светит прямо в глаза, все равно бы заснули.

Не забудьте подписаться на канал, если вам понравилось - так вы не пропустите новые публикации.

Читать "Мотопутешествие в Магадан. День 14"