Найти тему

Путешествие на берестяной лодке

  Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей заповедник реализует проект «Первобытное мореплавание: комплексная реконструкция средств и маршрутов передвижения в западной части Белого моря». Цель его -  воссоздание одного из возможных способов передвижения по Белому морю в эпохи камня и раннего металла (V-I тыс. до н.э.) и  Средневековья.
    С 26 по 31 мая Соловецкий музей – заповедник  совместно с  народным мастером -  берестянщиком А. Шутихиным  провел первую в истории исследования морской практики Беломорья попытку экспериментально проверить гипотезу о возможности передвижения  по Белому морю на  каркасной берестяной  лодке в первобытную эпоху и Средние века.
    Задачи эксперимента, - рассказывает инициатор проекта, археолог, кандидат исторических наук А.  Мартынов, - изготовление  берестяной  каркасной лодки, осуществление экспериментального перехода  на лодке по  маршруту Кемь- Соловки, выявление наиболее вероятных способов путей передвижения по Белому морю в древности и Средние века.
    Постройка берестяной лодки осуществлялась в порту Рабочеостровска в течение нескольких дней. Погода благоприятствовала. Стояли солнечные дни.

    Первая попытка  изготовить каркасную лодку с обшивкой из бересты была  предпринята совсем недавно. При работе мастер А. Шутихин на основании археологических, этнографических и иконографических источников  изготовил берестяную лодку длиной 4,5 м, шириной 0,9 м и весом 35 кг.Летом 2008 г. путешественник В. Бужинский прошел на лодке 600 км по Северной Двине. Общий вес гребцов и груза составил около 300 кг. Таким образом практическая возможность передвижения одного - двух человек с минимальным грузом на длинные расстояния по крупной  реке была доказана.

    График реализации проекта на Белом море состоял из переходов по маршрутам г. Кемь – о.Немецкий кузов – о. Олешин – о. Большой  Заяцкий – о. Большой Соловецкий.

    Открытие на  начало освоения островов  Белого моря первобытным человеком относится к середине  V  тысячелетия до н.э. Древнейшее островное поселение – стоянка Соловецкая-4 (6460- 70 лет назад) находится на Соловецком архипелаге. От эпох камня – раннего металла (V тыс. до н.э. – 1 тыс. н.э.) на островах Белого моря сохранилось более 65 археологических памятников, открытых в основном  Соловецкой и Архангельской  археологическим  экспедициями. Это сезонные (летние) стоянки, мастерские по изготовлению каменных орудий труда и местонахождения отходов кварцевой индустрии.

    Помимо памятников  материальной культуры на островах находятся  около 30 каменных лабиринтов и тысячи валунных насыпей и иных сложений, датированных в широком временном диапазоне (от  II тыс. до н.э. до XIX в.). Согласно разным гипотезам археологов часть их является культово-погребальными объектами, происхождение и назначение которых связано с верованиями первобытного и средневекового населения Юго-Западного Беломорья.

    По археологическим  данным древнейший морской путь на Соловки был проложен в середине V тыс. до н.э. между низовьями р. Кемь и  о. Б. Соловецкий через архипелаг Кузова (о. Немецкий Кузов) и о Б. Заяцкий. Позднее возникли морские пути с восточного берега  Онежского полуострова на о. Анзер через  о. Жижгин и предположительно с р. Выг через острова Онежского залива и Кузова. В эпоху раннего металла (II тыс.  до н.э.- I  тыс. н.э.) и Средневековья связь с Соловками осуществлялась с западного и южного побережий Белого моря.

    Согласно археологическим источникам и палинологическим  данным, основными средствами передвижения по морю в эпохи камня – раннего металла были каркасные лодки и лодки долбленки. Обшивка лодок   предположительно изготавливалась из  выделанных шкур морских животных и бересты. Возможность изготовления кожаных каркасных лодок и хождения на них по северным морям на дальние расстояния доказана экспериментально исследователями Северной Фенноскандии (Норвегия, Швеция, Финляндия).
    Как вела себя береста в холодной соленой воде? Выдержала ли лодка встречу с морскими волнами?  Смогло ли противостоять легкое судно многочисленным течениям Белого моря? Ответы  на эти вопросы мы узнаем в ближайшее время.

Берестяная лодка  финишировала на Соловках. Правда, своим  ходом путешественники  на веслах шли 6 часов до о. Немецкий  при попутном ветре.  Далее судно погрузили на один из катеров сопровождения. И только за 5 км до конечной точки маршрута лодка вновь была спущена на воду, а отважных  участников  эксперимента ждала теплая встреча. Очень устали, так как  физическая подготовка  оказалась слабой.

    Кемскому участку ГИМС, -  рассказывает      его начальник В. Клевенский, - была  поставлена задача обеспечения безопасности по сопровождению путешественников до о. Немецкий кузов (территория Карелии).  Мотолодка «Стрингер» следовала в 3-4 м. Экипаж в любой момент готов был прийти на помощь. Помимо нашего судна шли еще быстроходные катера и теплоход « Печак» . На них  находились  средства радиосвязи и спутниковой связи, медицинская помощь, а также съемочная группа «НТВ» и других средств массовой информации.

    Наши герои держались мужественно,  погода  не  благоприятствовала – были волны, ветер. Но экипаж достойно справился с испытанием, проявив характер и силу духа. Это настоящие мужчины. Они  доказали, что  берестяная лодка держится на плаву в холодной (+5 градусов) морской воде.
    Однако повторять  данный эксперимент, не следует. Берестяные  лодки не должны использоваться в качестве средства передвижения по Белому морю.

М. МИХАЙЛОВА

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц