Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей заповедник реализует проект «Первобытное мореплавание: комплексная реконструкция средств и маршрутов передвижения в западной части Белого моря». Цель его - воссоздание одного из возможных способов передвижения по Белому морю в эпохи камня и раннего металла (V-I тыс. до н.э.) и Средневековья.
С 26 по 31 мая Соловецкий музей – заповедник совместно с народным мастером - берестянщиком А. Шутихиным провел первую в истории исследования морской практики Беломорья попытку экспериментально проверить гипотезу о возможности передвижения по Белому морю на каркасной берестяной лодке в первобытную эпоху и Средние века.
Задачи эксперимента, - рассказывает инициатор проекта, археолог, кандидат исторических наук А. Мартынов, - изготовление берестяной каркасной лодки, осуществление экспериментального перехода на лодке по маршруту Кемь- Соловки, выявление наиболее вероятных способов путей передвижения по Белому морю в древности и Средние века.
Постройка берестяной лодки осуществлялась в порту Рабочеостровска в течение нескольких дней. Погода благоприятствовала. Стояли солнечные дни.
Первая попытка изготовить каркасную лодку с обшивкой из бересты была предпринята совсем недавно. При работе мастер А. Шутихин на основании археологических, этнографических и иконографических источников изготовил берестяную лодку длиной 4,5 м, шириной 0,9 м и весом 35 кг.Летом 2008 г. путешественник В. Бужинский прошел на лодке 600 км по Северной Двине. Общий вес гребцов и груза составил около 300 кг. Таким образом практическая возможность передвижения одного - двух человек с минимальным грузом на длинные расстояния по крупной реке была доказана.
График реализации проекта на Белом море состоял из переходов по маршрутам г. Кемь – о.Немецкий кузов – о. Олешин – о. Большой Заяцкий – о. Большой Соловецкий.
Открытие на начало освоения островов Белого моря первобытным человеком относится к середине V тысячелетия до н.э. Древнейшее островное поселение – стоянка Соловецкая-4 (6460- 70 лет назад) находится на Соловецком архипелаге. От эпох камня – раннего металла (V тыс. до н.э. – 1 тыс. н.э.) на островах Белого моря сохранилось более 65 археологических памятников, открытых в основном Соловецкой и Архангельской археологическим экспедициями. Это сезонные (летние) стоянки, мастерские по изготовлению каменных орудий труда и местонахождения отходов кварцевой индустрии.
Помимо памятников материальной культуры на островах находятся около 30 каменных лабиринтов и тысячи валунных насыпей и иных сложений, датированных в широком временном диапазоне (от II тыс. до н.э. до XIX в.). Согласно разным гипотезам археологов часть их является культово-погребальными объектами, происхождение и назначение которых связано с верованиями первобытного и средневекового населения Юго-Западного Беломорья.
По археологическим данным древнейший морской путь на Соловки был проложен в середине V тыс. до н.э. между низовьями р. Кемь и о. Б. Соловецкий через архипелаг Кузова (о. Немецкий Кузов) и о Б. Заяцкий. Позднее возникли морские пути с восточного берега Онежского полуострова на о. Анзер через о. Жижгин и предположительно с р. Выг через острова Онежского залива и Кузова. В эпоху раннего металла (II тыс. до н.э.- I тыс. н.э.) и Средневековья связь с Соловками осуществлялась с западного и южного побережий Белого моря.
Согласно археологическим источникам и палинологическим данным, основными средствами передвижения по морю в эпохи камня – раннего металла были каркасные лодки и лодки долбленки. Обшивка лодок предположительно изготавливалась из выделанных шкур морских животных и бересты. Возможность изготовления кожаных каркасных лодок и хождения на них по северным морям на дальние расстояния доказана экспериментально исследователями Северной Фенноскандии (Норвегия, Швеция, Финляндия).
Как вела себя береста в холодной соленой воде? Выдержала ли лодка встречу с морскими волнами? Смогло ли противостоять легкое судно многочисленным течениям Белого моря? Ответы на эти вопросы мы узнаем в ближайшее время.
Берестяная лодка финишировала на Соловках. Правда, своим ходом путешественники на веслах шли 6 часов до о. Немецкий при попутном ветре. Далее судно погрузили на один из катеров сопровождения. И только за 5 км до конечной точки маршрута лодка вновь была спущена на воду, а отважных участников эксперимента ждала теплая встреча. Очень устали, так как физическая подготовка оказалась слабой.
Кемскому участку ГИМС, - рассказывает его начальник В. Клевенский, - была поставлена задача обеспечения безопасности по сопровождению путешественников до о. Немецкий кузов (территория Карелии). Мотолодка «Стрингер» следовала в 3-4 м. Экипаж в любой момент готов был прийти на помощь. Помимо нашего судна шли еще быстроходные катера и теплоход « Печак» . На них находились средства радиосвязи и спутниковой связи, медицинская помощь, а также съемочная группа «НТВ» и других средств массовой информации.
Наши герои держались мужественно, погода не благоприятствовала – были волны, ветер. Но экипаж достойно справился с испытанием, проявив характер и силу духа. Это настоящие мужчины. Они доказали, что берестяная лодка держится на плаву в холодной (+5 градусов) морской воде.
Однако повторять данный эксперимент, не следует. Берестяные лодки не должны использоваться в качестве средства передвижения по Белому морю.