Найти в Дзене
Шакко: об искусстве

Певица Мадонна и ее любовь к русской эмигрантке

К картинам этой эмигрантки, если точнее. А зовут ее Тамара де Лемпицка.

Portrait of the Duchess de la Salle
Portrait of the Duchess de la Salle

Художница родилась в Российской империи, в Польше, в 1898 году. Жила в Петербурге, пока не случилась революция. Спасла мужа от расстрела ЧК и сбежала заграницу. Чтобы было чего кушать - взялась за кисти, и внезапно стала дико популярной. Одним из главных художников стильной эпохи Ар-деко.

Певица Мадонна влюбилась в картины Лемпицки в 1980-е. Ей понравились утонченные, холодные, нагловатые женщины на полотнах художницы (которая, кстати, как и сама Мадонна, не ограничивалась в своей личной жизни романами только с мужчинами). Созерцание этих картин отчасти помогло молодой певице вылепить свой имидж. Полотна Лемпицки можно увидеть в нескольких клипах Мадонны.

Open your heart (1987)

В самом первом кадре -- гигантская "Андромеда", потом сразу две "La Bella Raphaela", затем, на заднике сцены, несколько мужских портретов (правда, они не в натуральном виде, а обтравлены и вставлены на зеленый фон).

"Андромеда", 1929
"Андромеда", 1929

Мужские портреты трудно разобрать, но примерно такие

Portrait of the Marquis d'Afflito, 1925
Portrait of the Marquis d'Afflito, 1925

Vogue (1990)
Этот клип, считающийся одним из шедевров визуального, прямо набит разнообразными произведениями искусства, причем много именно эпохи Ар-деко.

Здесь из картин художницы -- опять "Андромеда", а также есть "Женщина с гитарой" и "Нана Эррера".

"Женщина с гитарой" (1929)
"Женщина с гитарой" (1929)

Между прочим, с авторскими правами при съемке клипа все было отлично -- Мадонна, собственно, владеет физическими оригиналами этих картин. По ее словам в интервью, она обожает Лемпицки, и ей принадлежит "целый музей" художницы.

"Нана де Эррера" (1929)
"Нана де Эррера" (1929)

Еще в клипе много античной скульптуры, в частности "Венера Каллипига", египетские кошки и проч. (а построение кадров, как известно, прямо воспроизводит к фотографиям великого Horst P. Horst).

В клипе Substitute For Love (1998) в коридоре висит "Нана де Эррера", и еще одна картина, видимо, "Женщина с голубем", но не очень понятно. В видео Express Yourself (1989)  полотен Лемпицки нет, но вся визуальная эстетика построена на их цитировании. Также работы Лемпицки были использованы при оформлении мировых туров Мадонны Who’s That Girl (1987) и Blond Ambition (1990).

***
Исследователи арт-рынка уточняют, что Мадонне принадлежит не "целый музей", а совершенно точно 4 картины -- упомянутая "Нана де Эррера", а также "Андромеда", "Nue à la colombe", и "Femme a Guitar" (то есть все то, что снималось в клипах). О других работах Лемпицки в ее коллекции не известно.

Мадонна начала собирать Тамару еще в 1980-х, когда цены на нее были достаточно низкие, потому что она еще не вошла (опять) в моду.

Фотографии интерьеров дома Мадонны в Нью-Йорке

-6

Приятная вообще квартира, "старомодная", у Мадонны неожиданно такое увидеть.

-7

В общем, интересно было узнать, насколько сильно Мадонна ориентировалась на Лемпицки в создании своего имиджа.