Найти тему
АйТи блог

Как перестать беспокоиться о бизнес-процессах и полюбить системы мониторинга

Оглавление

Мониторинг, по сути, - это контроль любых параметров, измеряемых в цифровом виде. Любая компания, будь то транснациональный гигант или маленькое семейное предприятие, нуждается в системах мониторинга для своего бизнеса.

Современные системы мониторинга контролируют работоспособность оборудования и программного обеспечения, предупреждают сбои и умеют оперативно восстанавливать работу систем в случае инцидентов: в общем, без них никуда.
Современные системы мониторинга контролируют работоспособность оборудования и программного обеспечения, предупреждают сбои и умеют оперативно восстанавливать работу систем в случае инцидентов: в общем, без них никуда.

Пример: температура процессора в системе, проход человека через турникет, влажность воздуха в помещении, прохождение документа по рабочему процессу в CRM-системе  или скорость работы вентиляции в серверной - всё это может быть сведено в мониторинг, обработано и скоррелировано с другими проанализированными параметрами.

Важнейшие задачи систем мониторинга

В первую очередь, системы мониторинга нужны для быстрого оповещения об уже произошедших сбоях. Случившийся сбой может не сразу повлиять на результат: пока пользователи или сотрудники его заметят, пока администраторы приступят к устранению проблемы, может пройти много времени. Это повлечёт за собой и снижение качества оказываемых услуг (а при отсутствии мониторинга они не могут соответствовать представленному SLA), и денежные потери.

-2

Предупреждение сбоев — тоже немаловажная задача. Ещё до того, как сервер отказал, по многим параметрам можно определить, что скоро произойдёт его сбой: характерная загрузка на дисках, появление большого количества битых секторов, высокая скорость работы вентилятора, говорящая о перегреве, и др. Это доступно еще на базовом уровне мониторинга.

Также системы мониторинга используют для прогнозирования дальнейшего развития IT-инфраструктуры на основе накопленной информации. Выявление подходящих к концу ресурсов, планирование финансирования и дооснащения - полезные знания для IT-директоров. И, конечно, это позволяет осуществлять и разбор полётов, понять, в чём была причина сбоя, — это может выявить сама система мониторинга по прописанным правилам.

Объекты и виды мониторинга

Объекты мониторинга - информационные системы. При этом существуют системы мониторинга разного уровня. Базовый мониторинг собирает данные по оборудованию: «работает-не работает», «отвечает-не отвечает». Он не всегда показывает реальные сбои, которые видны пользователям: какие-то этапы работы в системе могут осуществляться корректно, а дальше начинаются ошибки.

-3

Поэтому мы всегда рекомендуем сочетать базовый мониторинг с мониторингом, эмулирующим работу пользователя: робот периодически заходит в информационную систему, выполняет определённые действия (логин, построение отчётов, поисковые запросы), а результат его действий анализируется и оценивается. Если превышены определённые пороговые значения, значит в системе что-то не так, нужно разбираться. Это позволяет отследить сбой ещё до того, как его увидят пользователи. 

Весьма полезен для компаний и мониторинг бизнес-процессов. Например, система мониторинга отслеживает корректное создание и продвижение документа по всем необходимым точкам и может выявить задержки в конкретных местах.

Или, скажем, во время отчётного периода он может выявить узкие места в процессе создания объёмных отчётов: где-то не хватает памяти, где-то требуется оптимизация таблиц. Такой более тонкий мониторинг предлагают далеко не все, и он весьма востребован, несмотря на не самую низкую стоимость. Современные системы позволяют делать такой мониторинг максимально подробным, с тонкими настройками.

Пример: мониторинг информационной системы электронного хранилища документов. Необходимо отследить весь путь документа внутри системы: сканирование бумажного носителя, присвоение атрибутов, ряд согласований, интеграция с учётной системой, дальнейшая обработка и архивация. Здесь применяют и мониторинг низкого уровня с отслеживанием корректной работы всех сервисов, и мониторинг с эмуляцией действий пользователя. Отслеживается также и корректное движение документа по всем нужным точкам и соответствие времени его пребывания в них пороговым значениям.

Техническая поддержка

Техподдержку систем мониторинга можно разделить на два направления: обеспечение  работы и разработка корректирующих действий.

Первое направление отвечает за обеспечение корректного функционирования продукта и устранение возникающих проблем. Её осуществляет или вендор продукта, или интегратор.

Большинство проблем не требуют обращения к вендору: программный код открытый, и продукт может быть кастомизирован любым удобным для заказчика образом (кстати, в этом заключается одно из важнейших преимуществ свободного программного обеспечения).

Второе направление поддержки заключается во внесении дополнений, коррекции отчетов или постановке на мониторинг дополнительных объектов. Это может сделать любая компания, даже сама компания-заказчик, если там имеются специалисты, обладающие соответствующими компетенциями.

Проприетарные системы мониторинга и системы на свободном ПО

Зачастую, когда компании покупают сложную информационную систему, например, систему телекоммуникационного оборудования, с ней в комплекте вендор поставляет свою систему мониторинга, которая позволяет не только отслеживать работу системы, но и управлять ею. Но когда таких систем у компании много, одновременно управлять всеми системами мониторинга становится сложно и встаёт вопрос о сборе информации со всех этих систем в единый мониторинг верхнего уровня.

Соответственно, когда нужно решить, какое программное обеспечение покупать — свободное или проприетарное, необходимо рассмотреть, входит ли в бесплатные свободные версии весь нужный функционал, или стоит потратиться на проприетарное.

СПО и проприетарный мониторинг: за и против

Стоимость проприетарного мониторинга высока: придется учитывать и оплачивать лицензию за каждую единицу поставленного на мониторинг оборудования, и это минус. Тем не менее, внедрение проприетарной системы часто дешевле, чем СПО, потому что она имеет готовые сенсоры, собирающие данные, и заказчик потом сам выбирает из полного объёма полученных данных те, которые ему нужны, - это плюс.

Ещё, как правило, стоимость внедрения проприетарной системы ниже, если объекты мониторинга типовые: например, сервер, стационарный телефон, вай-фай точка.

-4

При использовании свободного ПО нужно заранее определить, какие данные действительно нужны заказчику. В такой мониторинг, как правило, не включены подобные всеобъемлющие вещи, но на все распространенные системы уже готовы соответствующие сенсоры, и применить их можно бесплатно - это плюс

Существенный минус свободного ПО в том, что постановка на мониторинг нового или редко используемого оборудования может требовать высоких трудозатрат. Зато потом это решение можно растиражировать на всё подобное оборудование, а также выложить в открытый доступ, чтобы любой желающий смог воспользоваться им бесплатно.

Николай Сметанин
Руководитель центра компетенций внедрения решений на СПО, ГК АйТи

Вам понравилось? Поставьте лайк и подпишитесь на новые статьи!