Найти в Дзене
АйТи блог

Всё о свободном ПО. И как легко на него перейти

Оглавление

Свободное программное обеспечение широко используется в бизнесе и в государственных структурах. Давайте рассмотрим, какое СПО предлагает рынок и что необходимо учитывать при работе с ним.

Переход на СПО может идти по трём направлениям: серверное программное обеспечение, операционная система рабочих мест и программное обеспечение рабочих мест. Остановимся на их особенностях.

-2

Серверное ПО

Перевод отдельно операционной системы серверного ПО, как правило, неосуществим. Серверное программное обеспечение не часто поддерживает разные ОС. Поэтому будем рассматривать замену самих серверных приложений и их окружения на СПО.

Сегодня существуют различные программные компоненты для самых востребованных заказчиками сервисов. Например, системы совместной работы и почтовые системы, сервис деск, веб-порталы, продукты, заменяющие по функционалу MS Active Directory, СУБД и т.д. Существуют также продукты с открытым исходным кодом, входящие в Единый реестр российского ПО.

Часто компании-разработчики ПО предоставляют сразу две версии своего продукта – одну с открытым кодом (с закрытым фрагментом, как правило, в части лицензирования). Такую версию поставляют на условиях обязательной покупки технической поддержки или лицензий. Вторую, полностью открытую версию, поддерживаемую сообществом, используют для отработки новых решений. Такая версия, как правило, ограничена по функционалу.

-3

Но энтузиасты находят способы обойти ограничения, включить в этой версии все нужные функции, или добавить функционал с использованием стороннего программного обеспечения. При этом нарушения прав нет, ведь код открытый.

ОС для рабочих мест

С операционными системами для рабочих мест ситуация тоньше. Просто так внедрить новую ОС достаточно сложно: как правило, в организации очень много информационных систем, рассчитанных на то, что у пользователей будет установлена «стандартная» Microsoft Windows.

-4

Если одно программное обеспечение легко запускается на различных ОС (или возможно применение аналога), то для запуска другого ПО помогут только танцы с бубнами. Например, применение Mono или пересборка кода (работа с вендором ПО).

Самыми сложнопереводимыми являются банк-клиенты, системы для работы с государственными тендерными площадками и специализированное ПО заказчика, разработанное с учетом применения технологий ActiveX и Internet Explorer.

Наиболее выгодно переводить рабочие места на ОС с открытым исходным кодом в компаниях, где применяется отдельная выделенная сеть для выхода в Интернет с ограниченным функционалом: использование электронной почты, печать документов, доступ в Интернет. Либо же для групп рабочих мест внутри сети, где у пользователей одна-две простые задачи - например, это операционисты банка.

ПО для рабочих мест

При применении СПО для рабочих мест без изменения ОС используют приложения, которые имеют одинаковый пользовательский функционал в Windows и в свободной ОС. Например, Libre Office – свободный офисный пакет, GIMP – свободный графический редактор, используемый как аналог Adobe Photoshop, различные архиваторы и антивирусы.

Подход применения свободных приложений на Windows удобен и тем, что при необходимости перехода на свободную ОС у пользователей не возникнет проблем с работой в уже знакомых приложениях.

Кроме того, сейчас все больше сервисов для пользователей предоставляется через веб-интерфейс, для которого не имеет значения, какая операционная система используется на пользовательском рабочем месте.

-5

Такие офисные приложения, как тот же Libre Office, бывают облачными и десктопными. Облачные – по сути печатная машинка, а вот функционал десктопных позволяет создавать сложные документы, например, с таблицами по ГОСТу.

Методика перехода

Рассмотрим методику перехода на примере Linux. Такая методика учитывает обучение сотрудников, возможные риски и срок окупаемости перехода.

  • Обследуйте функционал организации. Сделайте технико-экономическое обоснование о возможности перехода на СПО как всей компании, так и её части. Скажем, перевести на Linux всю организацию невозможно – экономически нецелесообразно. При переводе отдельных элементов учтите особенности лицензирования у крупных вендоров, например, у Microsoft. Бывает так, что при переводе на Linux части рабочих мест стоимость общего лицензирования у Microsoft возрастает, и смысла в таком переводе нет.
  • Обследуйте ИТ-инфраструктуру заказчика, классифицируя типы рабочих мест по составу ПО. По результатам определите техническое решение о возможности и особенностях применения ОС на разных типах рабочих мест для специализированного и прикладного ПО организации.
  • В технико-экономическом обосновании разъясните, каких ресурсов потребует перевод, что и как нужно доработать или переработать.
  • При необходимости проконсультируйтесь с вендором, чтобы избежать проблем совместимости. Либо предложите собственные решения, «прослойки» между ПО и рабочей станцией.
  • Подберите и протестируйте работу свободных аналогов проприетарного ПО, используемого заказчиком, а также проприетарное ПО в виртуальном окружении. Конечно, протестируйте и взаимодействие СПО с тем проприетарным ПО, которое использует заказчик.
  • Сформируйте полный пакет СПО для решений задач заказчика и подготовьте подробный аналитический отчёт с описанием состава пакетов ПО для разных типов рабочих мест (сюда включается и ОС, и системное и прикладное ПО, и настройки приложений для рабочих мест пользователей). Перечислите и оцените необходимые доработки специализированного ПО, которое используется в организации. Отчет поможет сделать вывод о технической возможности полного или частичного перевода заказчика на использование ОС на базе Linux и ориентировочной стоимости применения этой ОС. Учтите затраты на внедрение предлагаемого пакета ПО и доработку существующего ПО для обеспечения его работоспособности в ОС на базе Linux.

А каковы риски?

В бизнесе нет ни одного потенциально прибыльного решения без сопутствующих рисков. При внедрении свободного ПО главный риск – потеря инвестиций от проекта. А также - человеческий фактор, нежелание менять привычный продукт, к которому все привыкли.

-7

Также бывают частные проблемы при необходимости использования конкретного функционала: например, планирование совещаний от имени руководителя нигде до конца не реализовано так, как в Exchange. Это может быть один человек в организации на 10 тысяч сотрудников, но его позиция настолько важна, что такой момент становится непреодолимым препятствием.

Основная проблема – совместимость

Как ни странно, офисный пакет сложнее операционной системы. Именно в этом типе приложений особо остро стоит проблема совместимости.

Документ, созданный вашим партнёром в одном редакторе, в другом, который стоит у вас, может открыться со значительными искажениями. Таким образом, компания часто  вынуждена одновременно использовать больше одного приложения с аналогичным функционалом.

Кроме офисных приложений, иногда возникают проблемы с CRM, с SAP или с вышеупомянутыми приложениями для серверного ПО. Их решают для каждого отдельного случая своим образом.

Помните: нет такой проблемы, для которой не существовало бы решения. Зачастую – свободного решения.

Николай Сметанин
Руководитель центра компетенций внедрения решений на СПО, ГК АйТи

Вам понравилось? Поставьте лайк и подпишитесь на новые статьи!