Найти тему

Что делать, если вместо учебы ребенок играет в компьютер?

Оглавление

Мы говорим о том, что родитель сопровождает ребенка во взрослую жизнь, и задача родителя — создать возможности, чтобы ребенок обучился самостоятельно управлять собой, своими временем, и в том числе тем временем, которое он проводит в различного рада гаджетах.

Применимо к воспитанию детей можно говорить, что есть два подхода: тактический и стратегический. Тактический — когда прямо сейчас родитель просит/требует/договаривается перестать «играть в компьютер и сесть за уроки». Это можно делать различными способами, и применительно к некоторым ситуациям такое воздействие будет эффективным. Стратегический подход — когда родитель планирует постепенную передачу ответственности ребенка за использование гаджетов и учит ребенка этому. Оба способа стоит совмещать.

Как аналогию можно вспомнить обучение малыша использованию ложки: когда надо быстро поесть, ребенка с ложки кормят. Но каждый раз, когда ребенок ест сам, это увеличивает его самостоятельность и в дальнейшем автономию (а значит, и освобождает свободное время для родителя), хотя непосредственно в момент приема пищи родитель может испытывать дискомфорт и дополнительную нагрузку.

Большая часть жизни уже сейчас находится в интернете, и ребенку, конечно, в будущем понадобится освоение различных интернет- форматов и гаджетов. С другой стороны, чем дальше идет прогресс, тем более простыми и интуитивно понятными становятся различные технические средства, так что не обязательно «с пеленок» начинать их осваивать.

Читайте также: Геймификация в образовании

Как передавать ребенку ответственность за использование гаджетов?

-2

Обычно дети могут понемногу начинать контролировать использование гаджетов, начиная с начальной школы. Если до этого времени вы старались передать ответственность, чтобы ребенок следил за временем сам, и у него не получилось, не стоит переживать, а вместо этого давать ребенку пользоваться гаджетами обозначенное время. Время обозначаете вы, гаджет находится у вас и после использования вы его забираете обратно. Чем четче и понятнее ваши правила, чем больше ребенок будет понимать, сколько у него есть времени на игры и мультики, тем меньше будет истерик и капризов.

Для того чтобы ребенку освоить это достаточно сложное умение самоконтроля в области гаджетов — хотя бы потому что они пользуются ресурсами внимания, на что можно «залипнуть», ребенку необходимы опоры. Опорами могут быть: семейные правила, солидарность всех взрослых, которые заботятся о ребенке, внимание к ребенку и последствиям использования гаджетов, доверие родителей ребенку, готовность родителей к обсуждению и пересмотру правил и договоренностей.

Придумайте правило, соответствующее вашей идее о том, как и сколько ребенок может проводить времени за компьютером. Вы можете отталкиваться от мнения авторитетного для вас педиатра, от ваших наблюдений за ребенком (например, он просидел 3 часа подряд и потом плохо засыпал, а когда 1 час подряд — вы никаких изменений не заметили) или от чего-то еще. В этом правиле должны быть указаны условия, длительность использования гаджетов, а также санкции, если правило не выполнено. По мере взросления ребенка мы можете обсуждать правила, изменять их, придумывать вместе какие-то дополнения.

Не стоит ориентироваться в этом вопросе на другие семьи, тем более на то, что говорят другие дети о том, как у них дома принято. Это очень индивидуальный вопрос, который каждая семья решает самостоятельно.

Двигаться постепенно. Два шага вперед, один назад, и снова вперед. Если ребенок сам не может пока отслеживать все время, упрощайте задачи и давайте ребенку тот объем ответственности, с которым он может справиться и иногда чуть-чуть больше, чтобы попробовать свои силы. Программа «Детские навыки» может помочь в этом вопросе.

Поддерживайте самостоятельность ребенка, готовность брать на себя ответственность и выполнять договоренности. Время от времени устраивайте сюрпризы ребенку в честь того, что он сумел выполнить ваши с ним договоренности.

Компьютер и остальная жизнь

-3

Бывает такое, что большая часть жизни человека проходит за компьютером, смартфоном или другими гаджетами. С одной стороны, действительно, это может выглядеть удручающе, особенно для старшего поколения. С другой стороны, то, что выглядит одинаково (ребенок смотрит в монитор), может содержать в себе принципиально разную деятельность: игру, общение, обучение, просмотр фильмов, чтение, «серфинг».

Ухудшения в учебе могут быть не связаны с использованием компьютера. Игры могут быть способом «отвлечься», «почувствовать себя успешным в чем-либо», то есть использоваться уже как решение, пусть и не самое оптимальное, возникших сложностей. Для родителей это может быть сигналом, что в учебе у ребенка есть сложности: может быть, проблема во взаимоотношениях с учителем или одноклассниками, может быть, есть пропуски, которые сложно догнать. Если вы беспокоитесь об этом, стоит поговорить с представителями школы. В этом случае будет эффективна помощь ребенку в проблемах с учебой, а не только «отбирание компьютера».

Рекомендуем:
Как научить ребенка распределять время между заданиями на контрольной работе;
Как запомнить и понять информацию?
Если ребенок боится отвечать у доски...

Как понять, что в жизни ребенка стало слишком много гаджетов? Когда стоит беспокоиться об этом?

Если на фоне компьютерных игр падает качество жизни:

Еда: пропадает аппетит, ребенок может «забывать» поесть, предпочитает перекусывать за игрой или ест все подряд, без разбора;

Сон: длительное количество времени не спит, сместился ритм сна и бодрствования (играет ночью, днем спит), ухудшилось качество сна (бессонница, долго не может заснуть) или наоборот, спит больше обычного, постоянная усталость;

Разнообразие деятельности: отдых однообразный (только игра), отказывается от новой или ранее интересной ему деятельности;

Учеба: становятся регулярными пропуски учебы ради игры, играет на уроках и переменах резкое ухудшение оценок;

Социальные связи: перестает общаться с друзьями, которые не являются партнерами по играм, изоляция.

Если в вашей ситуации есть несколько критериев из вышеописанных и самостоятельно помочь ребенку не получается, стоит обратиться к специалисту.