Найти в Дзене

Черный список застройщиков - реально? Продуктивно?

Власти Ленинградской области высказали идею создания черного списка застройщиков. Целью такого документа администрация видит невозможность работы недобросовестных компаний в разных регионах России. 

Мы спросили у экспертов рынка - реально ли создание такого списка? Какими критериями следует руководствоваться при «зачислении» застройщика в черный список? Какова обратная сторона медали такого нововведения?

Андрей Толстых, Коллегия адвокатов Defence:

Список недобросовестных застройщиков - важная задача для участников рынка: это и финансовые организации, это и простые потребители. Наличие подобного списка могло бы использоваться и органами гос. власти для принятия тех или иных решений. Например, при согласовании тех или иных процессов или же скорого реагирования на возникшую ситуацию. Технически список может быть сформирован на основании заблаговременно разработанных критериев добросовестности, к которым относится и состав участников общества их репутация, регистрационные данные общества, наличие исполнительных производств в отношении общества, наличие активов и т.д. В разработке должны принять участие не только профессионалы рынка, но должностные лица органов гос. власти, эксперты в области права. Обратная сторона этого процесса - это наверняка наличие ошибок при начальном использовании «системы», это сложности с внедрением и использованием проекта на практике, особенно в органах гос. власти, и это незначительная общественная дискуссия и формирование короткосрочного негативного фона относительно «справедливости» и необходимости проекта черного списка.

Алексей Зубик, коммерческий директор компании BSA:

Создание подобного списка вполне возможно. На сегодняшний день вся информация о застройщиках находится в открытом доступе, и государству, по сути, остается лишь решить, по каким критериям будет определяться «неблагонадежность» той или иной компании. На мой взгляд, этот вопрос должен решаться напрямую правительством, поэтому я не берусь за составление целого перечня необходимых условий. Я могу сказать лишь следующее - однозначно следует лишать возможности начинать новое строительство, а возможно и лишать лицензии, тех застройщиков, за которыми числится наличие незавершенных объектов, обманутых дольщиков.

Однако, их наличие должно быть подтверждено соответствующими документами, либо на законодательном уровне, либо претензии должны быть выдвинуты местным Минстроем или органами муниципальной власти. Также, хочу добавить, что закон должен быть гибким и учитывать интересы не только дольщиков и государства, но и самих застройщиков. В противном случае, при слишком размытых критериях, понятие «неблагонадежного застройщика» можно будет толковать всевозможными способами, и в итоге мы можем получить инструмент давления на застройщиков вместо закона, который призван защищать права дольщиков. При слишком жестких рамках будет существовать определенный риск, что под общую гребенку вместе с недобросовестными компаниями попадут и те, которые просто-напросто испытывают временные трудности. Согласитесь, нет смысла запрещать работу застройщику, у которого из четырех условных объектов лишь один – проблемный. Если его определят как неблагонадежного, то в этом случае количество людей, которые не дождутся своего жилья вовремя, увеличится в несколько раз.

Татьяна Колоярова, основатель и генеральный директор АН «Хочу Квартиру»:

Конечно, такой список создать можно. Это еще один потенциально возможный инструмент регулирования рынка строительства. Вместе с тем уже существуют строительные СРО, которые должны нести ответственность за свои компании и регулировать их работу. Есть дольщики, чьи права защищены 214-Федеральным законом и которые во многом выступают как регуляторы. Они оперативно реагируют на неисполнение обязательств застройщиками и сообщают об этом в Интернете, сигнализируют местным властям. Существуют общественные инструменты, например, независимый конкурс «Доверие потребителя», который ежегодно отбирает лучших представителей строительного бизнеса и рынка недвижимости и активно освещает каждый конкурсный этап. Можно, конечно, ввести ещё один регулятор, который будет отсеивать недобросовестных строителей, но, на мой взгляд, лучше активизировать и поддержать работу существующих. К тому же законодательно никак не определены критерии зачисления застройщика в такой черный список, а это готовит почву для коррупционных схем.