1. Дом-кольцо на Фонтанке
Если не знать, что этот дом построен в начале XIX века, то его вполне можно принять за памятник эпохи конструктивизма. Здание опередило своё время почти на сто лет, хотя у архитектора и не было таких честолюбивых замыслов. Иосиф Шарлемань просто разработал проект, который удовлетворял всем требованиям заказчика: дом находился в центре двора-колодца, не перекрывал доступ воздуха и света к соседним постройкам и имел свой отдельный двор. Внутренняя планировка тут тоже достаточно простая: по радиусу кольца внутри проходит коридор с радиально расходящимися комнатами.
— наб. Фонтанки 92
2. Дом-стена
С определённого ракурса это здание выглядит как театральная декорация: кажется, что подует ветер, и оно рухнет. На самом деле это обычный жилой дом начала XX века, и квартиры в нём имеют стандартную для того времени площадь и планировку. Эффект плоскости достигается за счёт расположения и сложной формы: У-образная постройка вытянута вдоль Боровой улицы, и хвостик буквы образует острый угол. Именно в этой точке кажется, что ширина дома не более двух метров.
— ул. Боровая, д. 21
3. Башня завода «Красный гвоздильщик»
Водонапорная башня, которую в народе прозвали «памятником советскому гвоздю», — это единственный реализованный проект архитектора Якова Чернихова. Она действительно напоминает гвоздь: цилиндрический бак опирается на столб и две тонкие опоры из железобетона, наверху находится смотровая площадка. По назначению эту футуристическую башню никогда не использовали — возможно, руководству завода она казалась слишком шаткой на вид.
— 25-я линия ВО, д. 4
4. Дом-народная обсерватория
Если представить это здание без декора фасадов и двуцветного оформления, то получится вполне супрематическая композиция в духе Малевича. Хотя построено оно было ещё в 1904 году как прообраз советских домов культуры. Здесь находились театральный зал, столовая, библиотека, вечерняя школа, разнообразные кружки. Но наибольший интерес у горожан вызывала народная обсерватория, которая располагалась в круглой башне с раздвижным куполом. Она работала даже после революции, но сейчас закрыта — здание занимает ДК Железнодорожников.
— Прилукская ул. 24
5. Доходный дом Юлиана Бака
Двор дома Юлиана Бака — один из самых знаменитых в Петербурге. Иногда его сравнивают с гравюрой Маурица Эшера «Относительность», где изображены три мира, соединённых лестницами. В здании работы архитектора Гиршовича эту роль берут на себя две галереи между лицевым и дворовым корпусами. Они сделаны не только ради эстетического эффекта, но и для удобства жильцов. Дело в том, что квартиры, которые не выходили окнами на улицу, были дешевле и сдавались людям попроще. Благодаря дворовым галереям такие квартиранты тоже могли попадать к себе через парадный вход.
— ул. Кирочная, 24
6. Дом-утюг
Петербург задумывался как идеально спланированный и геометричный город, но природа внесла свои корректировки. Улицы не всегда сходятся под прямыми углами, и яркий пример тому — пересечение Садовой и набережной Фонтанки. Здесь находится дом, который повторяет изгибы улиц и напоминает по форме утюг. Или корабль — кому как больше нравится. Другая особенность здания — окна первого и второго этажей, которые идут лесенкой.
— Фонтанки наб. 199/Садовая ул. 128
7. Дом с башнями
Доходный дом Розенштейна (который ещё называют домом с башнями) выглядит очень нетипично даже на фоне причудливого модерна Петроградской стороны. Этот средневековый замок легко представить в окружении крепостных стен и рвов где-нибудь в северной Англии. К тому же одна из башенок напоминает лондонский Биг Бен, и это сходство подчёркивает циферблат со знаками зодиака.
— Большой проспект П. С. 75
8. Фондохранилище Государственного Эрмитажа
Необычное здание фондохранилищ Эрмитажа стало архитектурной доминантой Старой Деревни и преобразило спальный район. Контрастное сочетание золотого и чёрного, стекла и металла, чёткая геометрия форм — вряд ли от крупнейшего музея России ожидали подобного новаторства. В 2019 году ансамбль дополнят новые корпуса, которые планируют соединить с существующими висячей галереей. Над проектом работает бюро Рема Колхаса — одного из лучших архитекторов современности.
— Заусадебная ул. 37
9. Дом-колбаса
Дом между улицами Бабушкина и Седова имеет странную изогнутую форму, из-за чего заслужил прозвище «колбасы». Ходили байки, что так вышло из-за ошибок при строительстве, а кого-то из инженеров даже после этого расстреляли. Другая версия более правдоподобна: архитектор Григорий Симонов побывал в 20-е годы в Германии и познакомился с домом-подковой Бруно Таута, а потом решил возвести что-то похожее и у себя. Длина постройки — около 300 метров, что позволило уменьшить количество угловых квартир и сэкономить на отоплении.
— ул. Бабушкина, д. 61
10. Дом политкаторжан
Ещё один проект, над которым работал Григорий Симонов, — это здание, заказанное Обществом бывших политкаторжан. Постройка стала одним из первых домов-коммун в городе. Здание состоит из трёх корпусов, самый выразительный из которых выходит на Троицкую площадь. Он асимметричен и как бы составлен из двух плит разной высоты, которые сдвинуты относительно друг друга. Квартиры тут тоже необычны — изначально в них не было кухонь. Зато в доме предусматривалось много общих пространств: столовая, магазины, детский сад, библиотека, кинозал, даже солярий.
— пл. Троицкая, д. 1