Найти тему

Синхронность - непричинный связующий фактор

Оглавление

Синхронность – синонимы: синхрония, синхронистичность (от др. – греч. συνχρονος – «одновременный») – согласованность событий, их повторяемость во времени.

Так называют редкую и необъяснимую повторяемость событий. Речь идет об удивительном и непостижимом с позиций здравого смысла повторении внешне не связанных событий. Этот редкий феномен тем и примечателен, что необыкновенные совпадения, а также воспроизведения и повторы каких-либо явлений или событий осуществляются без всяких на то внешних или внутренних причин.

История с кораблем «Титаник»

Известно, что в медицине существует официально не подтверждаемый синдром парных случаев, заключающийся в мистическом дублировании редких болезней или состояний. Так, например, если в приемный покой обратился человек с укусом экзотичной для наших краев сколопендры, то через некоторое вам доставят другого такого же человека из другой части города. Классическим примером синхронности была и остается история с суперкораблем «Титаник». Она началась с мифов, согласно которым бог богов Зевс сбросил восставших против него огромных великанов – титанов – в мрачные глубины Тартара. За несколько лет до гибели «Титаника» малоизвестный журналист М. Робертсон написал художественно слабый роман «Тщетность», на который никто бы не обратил внимания, если бы в нем до малейших деталей не была предсказана гибель «непотопляемого» чудо-корабля «Титаник». Робертсон в романе с поразительной точностью предугадал размеры корабля, его водоизмещение, мощность двигателя, число пассажиров на борту и количество спасательных шлюпок. Даже название гиганта оказалось похожим – «Титан», что соответствовало его размерам. Удивительно также, что Робертсон описал гибель своего «Титана». от столкновения с айсбергом. В 1912 году «непотопляемый» чудо-корабль «Титаник» тонет в пучине Атлантики в результате столкновения с айсбергом. Надо сказать, что к моменту публикации романа постройка настоящего «Титаника» даже не находилась в проекте. Однако история этим не кончается. «Как вы яхту назовете, так она и поплывет!» – исполнял свою песенку герой мультфильма незабвенный капитан Врунгель. Спустя почти тридцать лет в 1939 году и почти в том же месте чуть не утонул от столкновения с айсбергом корабль с похожим названием – «Титаниан». Он столкнулся с ледяной глыбой, и хотя это событие не принесло вреда, но до смерти напугало экипаж, знакомый с трагедией своего предшественника.

Как фарс, следовые влияния или проделки «космического шутника» следует расценивать падение ледяной глыбы на крышу дома во время телевизионного просмотра фильма о «Титанике», а также дальнейшие версии «утопления» главной героини пресловутого «Титаника», актрисы Кейт Уинслет, исполнившей роль шекспировской Офелии в фильме «Гамлет», или же вновь «водная» тема другого главного героя – актера Ди Каприо – в фильме «Пляж».

Как известно, все кинематографические версии гибели «Титаника» снимались в безопасных студийных условиях на суше. Были отвергнуты и неоднократные предложения со стороны денежных тузов по воссозданию полной действующей копии «Титаника». Эта идея так и не нашла своего творца – слишком пугающей оказалась мистическая угроза, исходящая от имени злополучного корабля.

Странная история, рассказанная Фламмарионом

Камиль Фламмарион, французский астроном, в одной из своих книг описывает серию странных событий, происшедших с его другом, поэтом Эмилем Дешаном.

Во время своей учебы в школе Дешан сидел за одной партой с мальчиком по имени М. де Форгибю, который несколько лет жил в Великобритании, где и пристрастился к национальному блюду англичан – сливовому пудингу. Дешан тоже попробовал это блюдо, но не нашел в нем ничего особенного. Однажды, будучи уже взрослым, Дешан вернулся в места своего детства. Воспоминания привели его к тому, что он решил снова попробовать сливовый пудинг. Однако ресторан, куда он обратился, оказался целиком заказанным каким-то человеком. К его удивлению, им оказался не кто иной, как тот самый Форгибю, который узнал школьного товарища и, разумеется, пригласил его за стол отведать пудинга. Затем прошло много лет. И вот, когда Дешан находился в гостях, где опять-таки подавали к столу тот самый английский пудинг, Дешан вспомнил историю с приятелем и рассказал ее гостям. Кто-то из присутствующих даже сказал в шутку, дескать, к сегодняшнему пудингу не хватает только пришествия Форгибю. И это действительно случилось. Раздался стук в дверь, и вошел сильно постаревший Форгибю, который намеревался в гости к соседям, но перепутал дверь. Дешану ничего не оставалось, как с согласия хозяев пригласить Форгибю к столу. А в конце трапезы Дешан высказал такую вещь: «Теперь я уже не удивлюсь, если встречу Форгибю и в четвертый раз. Ведь для этого достаточно где-либо заказать сливовый пудинг…»

Самые жуткие совпадения наших дней

Своеобразный «юмор» космического шутника или трикстера из зазеркалья, как иногда образно называют это явление, проявляется и в вовсе жутких совпадениях, примером чему названные ниже случаи.

24 октября «черный» день для космодрома Байконур – день траура и памяти погибших. Дважды – в 1960 и 1963 годах – именно в этот день с разницей в три года произошли на Байконуре две самые крупные в мире космические катастрофы, сопровождающиеся гибелью обслуживающего персонала. Обе произошли во время испытательного запуска ракет. Известно, что запуски в этот день больше никогда не производились, а 24 октября было официально узаконено как день траура с прекращением каких-либо испытательных работ.

11 сентября 2001 года – самый жуткий день в истории Соединенных Штатов, ознаменовавшийся серией террористических атак, завершившихся гибелью нескольких тысяч ни в чем не повинных граждан. Однако данной трагедии предшествовали многочисленные предвестники, которые расценили как синхронности только задним числом, когда бедствие уже случилось. Наиболее показательным в плане иллюстрации явилось издание диска американской рэп-группы The Coup за два месяца до упомянутой трагедии с изображением гибели двух башен-близнецов на обложке. Примечательно, что авторы этого музыкального проекта не только были вынуждены вскорости изъять диск из продажи, но сами привлекались в офис ФБР для рассмотрения их возможной причастности к теракту.

Чрезвычайная редкость феномена

Любая синхронность в обязательном порядке опосредуется человеком не только как наблюдателем, но и как творцом. Иными словами, без человека ее нет. Синхронность почти никогда не бывает обыденным событием, а представляет собой нечто чрезвычайное, выходящее за пределы понимания хотя бы потому, что эти повторения, имеющие место и отмечаемые людьми, логически не мотивируются. Синхронности нет, если человек не видит или не придает значения совпадениям либо когда они объясняются им естественным образом. Так, к примеру, возвращаясь к «синдрому парных случаев» – синхронность не отмечается как таковая, если, допустим, в приемное отделение кардиологического отделения поступает даже десять подряд пациентов с признаками инфаркта. В этом смысле синхронность скорее субъективна, чем объективна, и мы не ошибемся, относя эти загадочные совпадения не к натуральным, земным причинам, а к области паранормального. Великое множество явлений, стереотипно повторяющихся в нашей жизни, в силу понятных и естественных причин не может называться синхронностью. Примеров более чем достаточно: восход и заход солнца, кровообращение, резонанс, расписание пассажирских поездов и т. д. и т. п. Синхронности относятся не ко всяким совпадениям, а только к тем, которые поражают нас необычайностью, а также потому, что они нелепы или редки.

Попытки научного объяснения

Наиболее серьезные попытки построения теории, объясняющей этот феномен, были произведены швейцарским психологом К.Г. Юнгом совместно с лауреатом Нобелевской премии по физике В. Паули. Юнг дал наиболее четкое определение синхронности, отделив ее от простой случайности.

Согласно авторам, синхронность – это проявление непричинной связи между предметами во Вселенной, не зависящее от расстояния и времени, связи вечной и постоянной, но проявляющейся в виде физических феноменов далеко не всегда. Ключевым моментом в определении синхронности является совпадение психического состояния наблюдателя с происходящим внешним событием, которое должно не просто фиксироваться им, но и отмечаться как синхронность. Другими словами, подавляющее большинство, по сути, синхронных событий не замечаются наблюдателем, а поэтому и не оцениваются и не существуют как таковые. Совместное эссе знаменитых физика и психолога, опубликованное в 1952 году, привлекло всеобщее внимание, завоевав огромную популярность, но уже к нашему времени оказалось почти полностью забытым даже в кругу профессионалов. Скажем, что последующие изыскания не добавили почти ничего нового к сказанному Юнгом и Паули, о чем безутешно сетует Стюард Гордон, автор «Энциклопедии паранормальных наук», что по вопросу синхронности «до сих пор мы остаемся интеллектуально во тьме».

Профессор психологии Аллан Камбс (США) высказывает следующие соображения: «Мой многолетний опыт показывает, что совпадения обычно идут чередой. Чем больше вы привыкаете к ним, тем чаще они случаются. А если вы отметаете их, считая глупостями, они избегают вас. Чем серьезнее вы к ним относитесь, тем большую роль они играют в вашей жизни…»

В заключение следует добавить: поскольку результаты научного изучения синхронности оставляют желать лучшего, мы ограничимся только признанием факта, что многие стороны человеческого опыта имеют как причинный, так и непричинный характер. При этом сама возможность осуществления синхронности в нашем мире лежит в закономерностях мира тонкого, из которых следует назвать только одну, но ведущую для этого феномена – это принцип всего связанного со всем прямой непосредственной и мгновенной связью, где вопрос причинности, попросту говоря, снимается.