Возле крыльца здания городской администрации топтались (день был морозный!) люди с плакатами и красными знаменами. "Хохряков – герой! Ракша – предатель","В 1941 году улицы переименовывали фашисты!" – было написано на картоне. Мимо проходили люди, многие из них шли на комиссию по топонимике, которая в этот день должна была вынести окончательный вердикт по поводу "десоветизации" двух тюменских улиц – Хохрякова и Коммунистической. Вскоре в малый зал горадминистрации подтянулись и люди с плакатами.
Все началось весьма мирно и даже скучновато. Отклонили предложение ДСК дать названия безымянным "элементам" – "Новопатрушевский-1" и "Новопатрушевский-2", как нецелесообразные – придется менять адреса и, соответственно, кучу документов. По той же причине ЖК "Апрель" (предложение Партнерстрой) останется лишь неофициальным названием.
И вот долгожданный вопрос по поводу инициативы депутата Гордумы Игоря Ракши – вернуть улице Хохрякова дореволюционное название – "Успенская". Члены комиссии по топонимике сохраняли спокойствие, ведь они свое решение – отказать в переименовании – уже приняли, равно как Управа Центрального округа. Кроме того, как показал опрос населения в территориальных общественных самоуправлениях (ТОС), по телефону и через интернет, тюменцы в большинстве своем высказались против переименований. Член комиссии по топонимике, доктор исторических наук Александр Вычугжанин, почти извиняясь, сказал, что "хотя Хохряков и не та фигура, которая достойна быть в топонимике города, учитывая неудобства, которые принесет переименование, вынужден согласиться с решением комиссии отклонить предложение".
И казалось бы, гроза прошла стороной, тем более, что историк, краевед, член комиссии по топонимике Александр Петрушин высказался за некое компромиссное решение – установить информационные щиты на улице, где бы рассказывалось, как и почему она раньше называлась, да когда сменила имя. Второй авторитетный член комиссии – Рафаэль Гольдберг заметил, что "это попытка исправить историю задним числом", а ведь какие-то вещи должны остаться в ней неизменными.
Однако пора было дать слово "виновнику торжества" – Игорю Ракше, депутату городской думы и одновременно председателю регионального отделения общества развития русского исторического просвещения "Двуглавый орел". Кстати сказать, его пиджак украшала "орлиная" награда – "медаль", которую довольно щедро дарили во время минувшего визита местным депутатам руководители этой общественной организации. Напомним, Игорь Ракша предложил поменять названия двух улиц – Хохрякова и Коммунистическая на Успенскую и Большую Монастырскую соответственно.
Ракша сразу заметил, что постарается сделать свое выступление не эмоциональным, а четким. Гм-м... Критерии четкости, конечно не очевидны, вот и депутат вдруг связал в один узел патриотическую эйфорию от успехов на Олимпиаде в Пхенчхане с духовно-нравственным подъемом, православными крестами на шее фигуристов и возрождением церквей, а также фактом, что в Тюмени 41 улица носит имена героев Гражданской войны, и только 22 улицы – героев Великой Отечественной. И призвал вернуться от коммунистической идеологии к православной.
Интересно, что второй раз уже (или больше?) депутат Ракша выдвигает претензии к самой комиссии по топонимике – мол, аргументы ее смехотворны, деятельность и состав непрозрачны, и налицо удивительное нежелание комиссии не возвращать названия...
К этому времени "красные борцы" уже не могли спокойно сидеть на своих местах и начали громко комментировать слова выступающего, который не сдержал таки обещание быть неэмоциональным. "Ужас!", "кошмар какой-то!", "радуется своему красноречию" – волновались пожилые граждане города.
Не надо быть большим провидцем, чтобы угадать, кто первым пожелал выступить "в прениях" – первый секретарь Тюменского регионального отделения РОТ Фронт Александр Киприянович Черепанов. Он показал присутствующим кипу бумаг с дополнительными подписями противников переименования улицы, парировал депутату, что все герои – и Отечественной войны и Гражданской – были коммунистами. "Напомню, – сказал известный коммунист города, – что меняли названия улиц фашисты на оккупированных территориях".
(Черепанова проводили под апплодисменты)
Страсти накалялись. Высказаться хотели многие. Первый секретарь тюменского обкома Коммунистической партии России Евгения Сафиева выпустила в "господина местного олигарха", как она его назвала, свои стрелы – она несколько неожиданно заявила, что "как можно верить человеку, который старается продавить оформление своего пристроя по улице Республики". И предложила оставить "эти столетние страсти".
"Таким религиозным фанатикам не место в гордуме" – выкрикнул в адрес Ракши один из его оппонентов.
И снова у микрофона оказались представители коммунистов – создавалось впечатление, что они на какое-то время объединились против общего "врага". Депутат от КПРФ Динар Абукин посоветовал депутату от ЛДПР Игорю Ракше не надеяться "на своего московского генерала" и заступился за Хохрякова, который пал на поле боя с чешскими интервентами.
Все давно уже было очевидно. Проголосовали. И тут в полный рост встал вопрос по улице Коммунистической. Быть или не быть ей Большой Монастырской.
Любопытно, что по этому вопросу горожане, в отличие от членов комиссии по топонимике и управы, были не столь единодушны. Помимо депутата Ракши за переименование выступила инициативная группа тюменцев численностью более 400 человек. И в зале даже были представители этой группы. Распаленные коммунисты разного толка еле вытерпели (кто не с нами – тот против нас?) выступление такого горожанина по фамилии Щербаков и под конец уже не стеснялись его прогонять – "хватит уже", "кому это надо!". Он же пытался спокойно аргументировать логичностью переименования – Свято-Троицкий монастырь стоит на улице Коммунистическая, не странно ли? И никаких памятников коммунизму на улице не наблюдается, зато есть памятник священнику Филофею Лещинскому, да гости города, в том числе иностранные – "выходим из храма со службы, видим" – удивляются такому несоответствию.
Представитель информагентства "Красная весна" (тоже коммунистического направления?) Ольга Ермакова заметила, что коммунизм и христианство неразрывно связаны", за что заслужила несколько хлопков из зала.
Подходили и другие граждане. Нового ничего никто из них не сказал, люди срывались в эмоции против переименования и самого инициатора. К этому моменту все уже подустали и решено было заканчивать эту бодрую историю голосованием. Понятно, как оно прошло. Монастырь останется на улице Коммунистической, но, возможно, что и здесь появятся, как и на улице Хохрякова, информационные щиты с описанием как это было, что и зачем.
Сам Игорь Ракша, как ни старался держаться, а из себя вышел. Правда, тут уж все кричали с разных сторон всякие вещи. Ракша пообещал, что подаст заявление прокурору на тех, кто назвал его фашистом, и обвинил коммунистов в том, что они обозвали фашистом, по сути дела, самого Сталина – ведь именно он вернул в свое время исторические названия улиц в Ленинграде, и тем самым плюнули на свою историю.
Людмила Янгельских. Фото автора.