Найти в Дзене

Почему видеоигры — это полезно?

Оглавление

Сегодня видеоигры часто становятся яблоком раздора. Молодежь поголовно в них играет, а старшее поколение поголовно винит их во всех смертных грехах. Я уверена, что видеоигры — это новый вид искусства. И я хочу рассказать, почему.

images1.popmeh.ru
images1.popmeh.ru

Что не так с позицией против видеоигр

Когда я пришла работать в школу, я оказалась чуть ли не в центре этих конфликтов. Высказывать свою позицию в защиту интернета и видеоигр я не стала, а вот слушать коллег, вопящих, что дети становятся такими (то есть жестокими, злыми, способными на преступление), начала с интересом.

Когда в России чуть ли не за неделю произошло два жутких события в школах, вызванных реально неадекватным поведением учеников, больше всего меня выбесила позиция правительства. Конечно, они сразу начали заявлять, что в этом поведении виноват интернет. Все они свято верят (по крайней мере очень стараются сделать так, чтобы общество поверило) в то, что интернет сегодня приносит много вреда детской психике, после чего юное поколение и становится способным кинуть в класс коктейль Молотова или порезать учительницу ножом.

Когда я, возмущенная этими заявлениями, пришла в школу, то услышала от одного классного руководителя ровно те же слова: «Они ведь насмотрятся там всякого, а потом вон, что делают! Ужас!» И тогда я утратила все оптимистические мысли по этому поводу.

Давайте начистоту. Если человек растет в хорошей семье, если ему с детства прививаются общечеловеческие ценности, если он родился без отклонений в психике и у него нет ярко выраженной агрессии к миру с тех пор, как он ползал и раскидывал кубики по полу, разве он пойдет убивать кого-то? Резать? Будет ли он стрелять в кого-то? Покажи ты ему миллион жестоких видео и игр, он только с каждым разом все дальше будет отворачиваться. Или, по крайней мере, просто посмотрит на это со стороны. Но никогда, никогда не примет это как руководство к действию.

А про интернет и говорить нечего. Что это — оружие или возможность — каждый решает сам. Порезаться можно и пластиковой вилкой, знаете, если постараться. И опять же, как научили ребенка пользоваться интернетом, так он это и будет делать. Какие интересы в нем развили, такие сайты для него и будут привлекательны. И опять же, если ребенок растет в хорошей семье, вся жестокость интернета не даст ему мотивацию на преступление.

Все эти мои мнения основываются еще и на том, что меня окружает много игроманов. Людей, которые реально много играют и не выглядят при этом полными придурками. А еще то, что я сама в своей жизни играла во множество очень крутых, красивых и умных игр. И, кажется, тоже не выгляжу полным придурком.

Видеоигры сегодня — это новый вид искусства

В том, что видеоигры не приносят никакого вреда, я уверена уже очень давно. Хотя бы потому, что бегала к подруге в соседний дом играть в ГТА, потому что мне запрещали, но когда выросла ни к кому жестокости в реальном мире проявлять не захотела. Хотя бы потому, что меня вырастила отличным человеком женщина, которая играла в DOOM, уложив меня, двухмесячного ребенка, спать.

Но недавно я открыла для себя видеоигру, из-за которой в общем-то и пишу все это сейчас. Игру, которая привела меня в состояние, в котором я обычно оказывалась после превосходного фильма: состояние катарсиса. Не хочется ни говорить, ни есть, ни пить, ни двигаться. Просто существовать с этими впечатлениями наедине еще как можно дольше.

Современные видеоигры можно назвать искусством не только потому, что они предоставляют потрясающего качества графику и звук, но еще и потому, что их создатели генерируют удивительные сюжеты. Многие игры сегодня похожи на интерактивный фильм. Ты не просто дерешься с монстрами или ездишь на машинках, ты погружаешься в абсолютно новый мир, со своей историей, своими законами, ты знакомишься с его героями и становишься одним из них. Ты смотришь кино. И ты участвуешь в этом кино.

Почему я провела почти весь день за компьютером

Обложка игры, источник: checkpointgaming.net
Обложка игры, источник: checkpointgaming.net

Игра, которая меня затянула и которая произвела на меня такое сильное впечатление, называется Hellblade: Senua's sacrifice. Ее создала компания Ninja Theory. Все, что будет дальше, — не на правах рекламы.

Ребята из Ninja Theory уже несколько раз выходили на рынок видеоигр, но каждый раз не всегда удачно. Первые несколько релизов были встречены очень холодно. И в тот переломный момент, когда им нужно было решить: изменить себе и поменять свой профиль вообще или все-таки попытаться еще раз, — они решили попытаться еще раз. И на очень небольшой бюджет сделали очень качественную игру. Качественную и в исполнении, и в наполнении.

Меня лично игра привлекла еще на моменте описания. Про нее мне рассказал мой друг, который имеет очень хороший вкус в кино и играх. И когда я услышала, что эта игра рассказывает историю девушки с психозом, живущей в 8 веке, я уже могла дальше его не слушать: я готова была идти, устанавливать и играть. Но дальше стало только интереснее.

Внутри игра оказалась невероятно сильной

Скриншот игры, источник: images.stopgame.ru
Скриншот игры, источник: images.stopgame.ru

Вся история основана на скандинавской мифологии. Сюжет игры на первый взгляд очень прост, но чем дальше ты идешь, тем больше подробностей открывается.

Девушка по имени Сенуа — воительница одного из скандинавских народов. Девушка родилась с особенностями — у нее психоз. Она слышит голоса и видит то, что не видят другие. В те времена с такими людьми обращались просто: объявляли ведьмами и уничтожали. Девочка росла только с отцом, потому что ее мать, родившаяся с таким же психозом, умерла, когда Сенуа было 5 лет.

Отец держит девочку взаперти, убеждая, что она опасна для людей, и Сенуа очень редко выходит из дома. Во время ее редких прогулок она наблюдает за одним воином, сыном вождя племени, который на горе тренируется обращаться с мечом. Сенуа кажется это танцем, и она повторяет за ним. Таким наивным и легким способом она выучивает мастерство борьбы. А в этом воине главная героиня открывает единственного человека, способного полюбить ее такой, какая она есть. Способного доказать ей, что она не чудовище. И в конце концов она уходит к нему от отца.

Разозлившись на дочь, отец убеждает всех, что Сенуа проклята. Через какое-то время на поселение находит чума. И в эпидемии обвиняют, конечно, Сенуа. Поверив в то, что она действительно опасна, девушка убегает, чтобы не навредить своему возлюбленному, но в ее отсутствие в их поселение приходит племя кельтов и его жестоко убивают.

И это только предыстория. Сама игра заключается в том, что Сенуа, забрав голову своего возлюбленного, идет к Хеле — хранительнице мира мертвых, чтобы вернуть его к жизни. По скандинавской мифологии душа человека находится именно в голове, поэтому и нужна эта жутковатая деталь в образе главной героини.

Геймплэй у игры несложный: нужно идти к цели, разгадывая на пути различные головоломки и периодически борясь с монстрами. Жанр игры — action-adventure. Но несложный геймплэй нельзя назвать минусом. Потому что основной кайф игры — в истории и в невероятно глубоком погружении в нее.

Скриншот игры, источник: gamemag.ru
Скриншот игры, источник: gamemag.ru

Про людей с психозами снято множество фильмов, но эта игра превосходит их во много раз именно потому, что мы, играя, не только видим психоз, но и чувствуем. В первую очередь, мы его слышим. На протяжении всего пути Сенуа сопровождают голоса в ее голове, и они слышны не только ей, но и тому, кто ей управляет, то есть игроку. Если играть с хорошими наушниками, в одиночестве и ночью (что рекомендуют многие, кто прошел эту игру), погружение в психоз главной героини и единение с ней становятся потрясающе сильным. Голоса не замолкают ни на минуту. Они помогают и мешают. Они подбадривают и отговаривают. Они становятся частью не только Сенуа, но и тебя.

Разработчики привлекали к созданию игры специалистов по скандинавской мифологии и психиаторов. Поэтому качество и правдоподобность истории и изображения психоза — на очень высоком уровне.

«Самые сложные бои ведутся разумом»

Скриншот игры, источник: www.stratege.ru
Скриншот игры, источник: www.stratege.ru

Про образовательный элемент говорить нет смысла. Пока я проходила эту игру, я прослушала краткий курс по скандинавской мифологии и поняла, что Марвел ошибочно называют Хелу дочерью Одина, потому что в оригинальной истории она — дочь Локи.

А вот о психологической составляющей сказать хочется. История девушки с психозом, которая наперекор всем живет и любит и добивается права на эту любовь, мягко говоря вдохновляет. Сенуа борется с отцом, с богами, со страхами, с собой. Не останавливается и идет до конца.

«Самые сложные бои ведутся разумом», — не один раз эта фраза звучит в игре, становясь не только лейтмотивом пути Сенуа, но и всей игры в целом. Становясь ее главной идеей, ценностью, которую ты выносишь из этой игры в свою жизнь и благодаря которой открываешь для себя множество того, что не видел раньше.

Победив «босса», увидев титры на экране, ты понимаешь, что игра — не про то, как махать мечом. Игра имеет очень сильный социальный подтекст, во-первых, показывая нам, что происходит в голове у человека с психозом.

А во-вторых, и это самое главное для каждого в отдельности, игра показывает, что борьба с собой возможна. Можно до конца отрицать те штампы, которые создает вокруг тебя общество, можно бесконечно снимать с себя ярлыки и двигаться вперед. Отстаивать свои права. Идти к своей цели несмотря ни на что.

Несогласие, которое только утвердилось

Конечно, Hellblade — не та игра, которую надо показывать ребенку. Но их же тысячи. Тысячи красивых, качественных, интересных и полезных игр. Таких, которые открывают новый мир, дают знания, опыт, который невозможно получить в реальном мире, эмоции и ощущения, которые позволят понять что-то важное.

Эта игра просто в очередной раз доказала мне, что видеоигры сегодня — это вид искусства, а никак не опасность. Если человек, пройдя игру, испытывает эстетический экстаз, переосмысливает отношение к своим проблемам и находит силы бороться и двигаться к своей цели, разве это опасно? Разве не такой силы воздействия пытается достичь любой фильм, книга или картина?