Найти в Дзене
Ксения Ильянович

Мультики и планшет в жизни ребенка

Оглавление

Полный самолет, рейс Москва-Амстердам. Передо мной сидит семья с маленькой дочкой, на вид лет 5. Самолет еще даже не взлетел, а девочка уже играет на планшете, пока родители смотрят в окно. Справа громкая музыка - рыжий мальчишка смотрит мультики без наушников. Кажется, это стало легко и привычно - вручил ребенку планшет с играми и мультиками, и можешь заниматься своими делами. Это отражает статистика запросов в поисковиках:

"смотреть мультики онлайн"- более 3 млн. запросов

"мультфильмы для детей до года" - 5460 запросов

"влияние мультфильмов на детей" - 50 запросов

"как отучить ребенка от мультиков" - 138 запросов.

Давайте разберемся, как быть с мультфильмами и планшетами, если у вас маленький ребенок:

  • аргументы "против" и "за"
  • что развивают "развивающие" приложения?
  • с какого возраста и сколько экранного времени
  • при каких условиях мультики и планшет принесут пользу
  • как обстоят дела в нашей семье
  • что делать, если ребенок уже привык смотреть мультики и играть на планшете

Аргументы "против" мультфильмов и планшетов:

- до 2 лет Американская академия педиатров вообще не рекомендуют смотреть смотреть мультики или проводить время за экраном телефона, телевизора, планшета или компьютера. После 3 лет - 1 час в день, после 6 - 2 часа в день. " 2 часа экранного времени в сутки. Не больше. Причем на все: телефон + телевизор + планшет + компьютер. Это на здоровье детям от двух до 14 лет. Больше — не на здоровье" - говорит Комаровский.

- Во время просмотра мультиков или игр с планшетом дети не двигаются, часто вредят осанке, пассивно проводят время. Экранное время надо обязательно компенсировать физической активностью: поиграть в догоняшки, в футбол, подвижные игры, выйти на прогулку на улицу.
- В видео или аудиосказках
нет развивающего эффекта. Я рассказывала об очередном исследовании, которое подтвердило этот факт в новом видео. Чтобы просмотренный мультик принес пользу ребенку, родителю стоит посмотреть этот же мультик вместе, обсудить то, что происходило на экране, поиграть в похожий сюжет - тогда будет польза и от мультиков.
- Быстрая смена картинок в видео
может приводить к тревожности, страхам, увеличивает нагрузку на нервную систему ребенка. После мультиков и игр у ребенка могут быть проблемы со сном.
- У детей нет критического мышления примерно лет до 6-7, поэтому они
будут копировать то, что видят в мультиках или по телевизору как ролевую модель. Важно тщательно выбирать то, что смотрят ваши дети или быть готовым вместе сесть и обсудить события в видео и поведение героев, как бы вы поступили в такой ситуации и почему.
- При чрезмерном использовании планшет
заменяет живое общение и сенсорный опыт. Собрать паззл, двигая пальце по экрану гораздо менее полезно, чем собрать реальные паззлы, малыш не имеет возможности покрутить детальку в руках, ощупать ее, уронить и т.п.

Аргументы "за" мультфильмы и планшеты:

-2

- Смотреть мультики и играть - это такое же удовольствие, как и читать интересную книгу. Как взрослым нравится смотреть кино и сериалы, так и дети имеют право посмотреть интересный мультик.

- Бывают ситуации, когда включить ребенку мультик - единственный способ для мамы спокойно принять душ.

- Популярные игры или мультфильмы - часть культурного кода. За обедом в офисе обсуждают последнюю серию "Игры престола", а на площадке в детском саду - "Фиксиков".

- Некоторые приложения действительно могут быть полезными для развития ребенка (обязательно напишу обзор), для изучения букв или счета, например.

- Гаджеты становятся неотъемлемой частью нашей жизни, если не дома, но в гостях или в детском саду ребенок все равно с ними столкнется, стоит заранее сформировать отношение к ним.

Как пишет в своей статье Елена Смирнова, доктор психологических наук, профессор кафедры «Дошкольная педагогика и психология» факультета «Психология образования» МГППУ, лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования, ребенок сначала должен освоить мир на собственном опыте, научиться взаимодействовать с реальными людьми и предметами: общаться с мамой, лепить из пластилина, строить из кубиков. Ключевой критерий: малыш уже сам умеет играть в простые игры. После этого развивающие приложения на планшету или мультфильмы могут принести пользу, если используются вместе с родителями.

Выводы:

Мультики и гаджеты могут быть способом заняться ребенка, если:
- в остальное время ребенок
играет с реальными игрушками, активно двигается и проводит время с родителями
- есть
установленные правила по количеству "экранного времени"
- гаджет используется
вместе с родителями для того, чтобы узнать что-то новое.

Как дела у нас дома:

- телевизор включает муж раз в месяц, чтобы посмотреть футбол на большом экране. В остальное время мы телевизор не включаем, в прошлой квартире его вообще не было.
- у меня и мужа есть свой смартфон и планшет, сын никогда не берет их. Там просто
нет игровых приложений.
- сын
не просит мультики или игры на планшете. Няня спрашивала разрешения иногда показать Паше мультик по тем книжкам, которые мы читаем, в итоге пару раз в неделю он смотрел "Колосок" и "Гуси-лебеди", "Федорино горе" (старые советские фильмы).
- Несколько раз я скачивала какое-нибудь полезное приложение для сына, и пару раз вместе понажимали там кнопки.
Сын не очень-то заинтересовался айпадом, со мной за компанию посидел и все.

-3

Не боюсь ли я, что...


- сын
не научится пользоваться и отстанет от сверстников. Серьезно? Дети мгновенно и гораздо быстрее взрослых разбираются со всеми гаджетами. Я слышала истории о том, как трехлетки, которые не умеют читать, умудряются покупать несколько серий мультиков, если карточка родителя привязана к аккаунту. Кроме того, сын иногда пользуется планшетом, но не для игр.
- сын
не будет в курсе, что смотрят остальные дети. Я не смотрю телевизор совсем, очень мало фильмов и сериалов и при этом не страдаю от отсутствия тем для разговоров. Наоборот, мне ближе те люди, кто так же не смотрит телевизор и придирчиво выбирает фильмы, поскольку ценит свое время. Если вдруг сын Паша очень захочет посмотреть что-то популярное, значит посмотрим вместе пару серий и обязательно обсудим наши впечатления и выводы.

На презентации своей книги "Тайна старой пещеры" Оксана Стази обратилась к маленьким читателям с просьбой почаще отвлекаться от планшета и проводить время с родителями. Она попросила подумать, что вы вспомните через 5 лет? Будут ли это воспоминания о том, как вы научились чему-то новому, ходили в поход с родителями или классом, стали играть на скрипке, нарисовали первую картину маслом, освоили новый прием каратэ, прочитали интересную книгу? Или вам будет нечего вспомнить, потому что все время проводили за экраном?

Если ребенок уже привык к мультикам и планшету, что делать родителям?

1) Собственный пример. Сколько времени вы сами проводите с телефоном или перед ноутбуком? Если родители проводят вечера без экранов, то будьте уверены, ребенок отзеркалит ваше поведение.
2) Если вам нужно свободное время, которое раньше давали мультики, то можно научить детей
играть самостоятельно без гаджетов, начинать игру, выстраивать сюжет и потом уже самоустраняться, или быть рядом и вставлять комментарии. В помощь - моя шпаргалка "Чем увлечь ребенка без мультиков, пока мама занята".
3) Предложить достаточно
интересную альтернативу гаджетам с вашим участием. Может, вы вместе испечете кекс, почитаете книгу о приключениях, поиграете в настольную игру, сходите в зоопарк или пойдете поиграть в ближайший парк?

4) Попробуйте вникнуть и разобраться, что там такого интересного, в игре или мультике, которым увлечен ребенок? Что он там получает, удовлетворение какой потребности? Как это сделать по-другому? А что, если разделить его интерес и превратить причину конфликтов в повод провести время вместе? Это совет с лекции Дмитрия Зицера.

5) Реальный пример: один мой знакомый установил в семье такие правила: если сын или дочка (школьники) хотят попользоваться компьютером или планшетом, нужно экранное время компенсировать. Например, 30 минут за компьютером - это 30 отжиманий или 30 подтягиваний или 60 приседаний. Говорит, что его дети и умные, и спортивные :) Я честно говоря еще не знаю, как к такому правилу относится. Как вам такой обмен?

6) Если ваш ребенок уже готов к освоению цифрового мира, то помогите изучить гаджеты и покажите, что их можно использовать не только для игр, а как средство упростить текущие дела.

Итоги:

1) Гаджеты и мультфильм стоит показывать ребенку, когда он уже освоил самостоятельно простые детские игры, примерно к 2 годам.

2) Игры и видео не развивают сами по себе, только в общении со взрослым.

3) Следите за количеством собственного экранного времени.

4) Четкие и непреклонные правила по времени использования планшета и мультиков помогут избежать истерик и привыкания.

5) Смотрите мультики и играйте вместе, обсуждайте и используйте сюжеты из мультфильмов в сюжетных или творческих играх.

Вот мои способы использовать гаджеты не для игры, а для пользы. Как всегда, будут очень простые и легко осуществимые игры-занятия без подготовки

Поделитесь, какие правила относительно мультиков и игр на планшете в вашей семье? Какие вообще есть хорошие мультики для детей? Как вы выбираете мультфильмы или видео для ребенка?