Найти тему
Колдунов Фото

Основы фотографии для начинающих. Выпуск 1. Гистограмма.

© Koldunov Brothers

Привет! С вами братья Колдуновы, и сегодня мы начинаем большой цикл уроков по основам фотографии для начинающих. Как всегда постараемся сделать материал максимально короткими и наглядными. Поехали!

Если вы хотите научиться фотографировать, то вам повезло родиться в эпоху цифровых фотоаппаратов. Теперь нам не нужно ждать, пока проявится фотоплёнка, мы сразу можем увидеть на экране результат, проанализировать его и сделать коррективы. Это значительно упрощает и ускоряет процесс обучения.

Очень важным преимуществом цифровых фотоаппаратов является наличие гистограммы. Это может показаться неожиданным для преподавателей старой школы, но именно с неё мы и начнём знакомить вас с техникой фотосъёмки.

Гистограмма — это единственный способ, позволяющий адекватно оценить яркость вашего снимка. Всё остальное лишь догадки. В тёмной комнате фотография покажется нам слишком светлой, а на улице слишком тёмной. Да и яркость самого экранчика может меняться.

-2

Как же строится гистограмма и о чём она нам говорит?

Возьмём абстрактное изображение, состоящее из разных по яркости квадратов. Расставим их по порядку: слева самые чёрные, справа самые белые.

-3

Это, собственно говоря и будет гистограмма — график, на котором по горизонтальной шкале отложена яркость, а по вертикальной количество элементов, соответствующих этой яркости. Только обычно таких квадратов намного больше и они более разнообразны по яркости.

-4

Сами же квадраты, из которых состоит изображение, называются пикселями (от английского piсtures element — элемент изображения).

Разберём это всё на конкретном примере. Перед нами фотография однотонного объекта — листа бумаги. Пиксели имеют малое разнообразие по яркости — в основном они светло-серые. На гистограмме они все выстроились справа (в области светлых тонов).

-5

Как видим на гистограмме пиксели все скучковались в одном месте, выстроив очень высокую башню. Высота этой башни чаще всего никого не интересует, поэтому ее верхушку срезают для удобства восприятия (чтобы не растягивать график по вертикали).

-6

Добавим в кадр тёмныи объект - солнезащитные очки. Так как очки тёмные, то на гистограмме появился всплеск слева — в области тёмных тонов. Добавив ещё одни очки, мы увеличили количество тёмных пикселей и холм слева поднялся ещё выше.

-7

Добавив в кадр серый объект, мы получим ещё один всплеск посередине графика. И чем больше разнообразных по яркости объектов будет в кадре, тем большее разнообразие будет на графике.

Если на снимке больше светлых объектов, график будет прижиматься к правому краю, если больше тёмных, то к левому. Тоже самое будет происходить, если мы будем увеличивать или уменьшать общую яркость снимка.

О том, как менять яркость снимка, мы будем рассказывать в следующем уроке, а пока усвоим два простых правила, которые стоит соблюдать:

1. Прижимайте гистограмму к правому краю.

Если вы не задействуете светлые тона, то снимок будет казаться зрителю недосвеченным — слишком тёмным.

-8

Причём абсолютно неважно, снимаете ли вы чёрные объекты на чёрном фоне или весь снимок оказался тёмным из-за настроек фотоаппарата. Если в кадре нет светлых тонов, снимок будет казаться недосвеченным. Поэтому, если вы фотографируете чёрного кота на чёрном пианино, позаботьтесь о том, чтобы в кадре было хоть что-то светлое.

Вот простой пример. Эта фотография чайника кажется слишком тёмной.

-9

Но стоит добавить ярких объектов в кадр, и эта темнота чайника начинает смотреться гармонично на фоне них.

-10

О таких вещах лучше сразу думать во время съёмки, а не надеяться на обработку в графическом редакторе. Тем более, что обработка фотографий может повлечь за собой другие последствия. Фотоаппарат устроен таким образом, что участки кадра, получившие больше света, имеют лучше качество изображения.

Проверим это на простом примере. Сделаем 4 снимка. Один нормальный и три тёмных. Затем приведём их все к нормальной яркости в программе Adobe Photoshop и увеличим маленький фрагмент, чтобы было лучше видно детали.

-11

Как видим, области кадра, в которые упало меньше света, выглядят намного хуже светлых областей. И чем меньше в них упало света, тем хуже будет качество. Обратите внимание на шум (зернистость), передачу цветов и плавность тональных переходов. Так что это ещё один довод в пользу правила «прижимать гистограмму к правому краю».

Но не стоит слишком сильно гоняться за светлыми тонами, потому что есть второе правило!

2. Избегайте пересветов — то есть потерь информации в светлых тонах.

Пересвеченные области, обычно, страшнее, чем недосвеченные, в первую очередь потому, что это отсутствие информации. Пиксели переполнились светом и все выглядят одинаково белыми. Мы никогда не узнаем, сколько реально света в какой пиксель упало.

Выглядит пересвет на графике, как вертикальная полоска у самого правого края гистограммы. И чем больше в кадре пересвеченных пикселей, тем выше эта полоска.

-12

Во многих фотоаппаратах есть возможность настроить отображение этих пересвеченных областей прямо на фотографии. Они начинают подсвечиваться чёрным, красным или каким-нибудь другим цветом.

-13

То есть гистограмма вам расскажет, что пересветы в принципе есть, а эта функция покажет, где конкретно их искать на фотографии.

Но бывают случаи, когда не нужно избегать пересветов на фотографии. Например, снимок с солнцем в кадре. Солнце в таком случае всегда будет пересвечено и это нормально.

Увидеть в кадре пятна на Солнце мы сможем только тогда, когда все остальные объекты станут чёрными. Поэтому яркостью такого снимка с закатом мы можем варьировать в очень широких пределах, и каждый такой снимок будет по-своему правильным.

-14

Также бывают ситуации, когда фон выбеливается специально, чтобы на нём не было никаких деталей. Тогда эти пересветы не привлекают к себе внимание, а воспринимаются, как белая подложка для объектов в кадре. Например, так:

-15

Не забывайте, что любая фотография, даже самая неправильная, имеет право на существование. Главное, чтобы у вас было понимание, зачем вы делаете свои эксперименты и к чему они приведут. Именно для этого мы и будем вам помогать постигать основы фотографии.

Дальше будет ещё интереснее. Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить следующие уроки. Все ваши вопросы, отзывы и предложения будем рады услышать в чате на нашем Телеграм канале.

Надеемся, статья и видео оказались для вас полезны. Будем рады любой поддержке с вашей стороны, чтобы мы могли готовить ещё больше интересных материалов.

Поблагодарить авторов: