Что делает кино настолько привлекательным и захватывающим - так это впечатляющие визуальные образы, которые оно содержат. Эти "визуалы" захватывают воображение людей на протяжении поколений.
Выделить самых визуально изысканных кинематографистов было предсказуемо нелегким делом. Представленный здесь список представляет лучших кинематографистов - создателей выдающихся мизансцен, волнующих композиций, великолепного кадрирования и неоспоримой утонченности.
Но, конечно же, невозможно включить этот список всех заслуживающих внимания. Вы найдете значительную часть «обязательного к просмотру» в этом списке, но не забывайте обращаться и к другим источникам рекомендаций, в том числе - и статьям с нашего канала!
15. Уэс Андерсон
Выдающийся американский кинорежиссер, впервые появившийся на экране в 1996 году со своим дебютным фильмом "Бутылочная ракета", уроженец Техаса, Уэс Андерсон, сотворил множество самобытных работ. Злопыхатели, возможно, никогда не примут андерсоновское гурманское кино и его отличительные авторские метки, однако, его яркие и причудливые драматические комедии (такие как Академия Рашмор (1998), Семейка Тененбаум (2001), Водная жизнь (2004), и Королевство Полной Луны (2012)) получили признание критиков, бесконечные аплодисменты, культовый статус, и глубокое почтение от зрителей. Среди других фильмов Андерсона выделяется его высокостилизованная комедия "Отель Гранд Будапешт" (2014). Быстрый темп и истории большого количества персонажей необычайно сочетаются с меланхолией, ослепительным дизайном окружения, различным форматом картинки (2.35:1, 1.85:1, и стандартной 1.33:1), искусными костюмами и звездной командой актеров. И если "Отель Гранд Будапешт" из серии фильмов Андерсона может послужить самым приятным выбором для свидания, то, к примеру, его анимационные картины, такие как "Бесподобный мистер Фокс" (2009), Остров собак (2018) будут интересны абсолютно любому зрителю. Впервые режиссер погрузился в мультипликацю лишь по щиколотку в фантазийном эпизоде в "Водной жизни", где подводные морские сцены были созданы под руководством гениального режиссера-аниматора Генри Селика, снимавшего "Кошмар перед Рождеством" (1993). Теперь же Андерсон выпустил два детализированных, своеобразных, личных анимационных шедевра. Любишь ли его, или ненавидишь (и горе тебе, если ты во втором лагере!), Андерсон делает визуально насыщенные, и занятные картины по своим собственным правилам.
14. Дарио Ардженто
В конце 70-х и расцвете 80-х итальянский режиссер фильмов ужасов Дарио Ардженто смог возвести этот жанр в глубокий и незабываемый опыт, как никто другой. Например, его режиссерский дебют "Птица с хрустальным оперением" (1970) показывает смелое сочетание артхауса и хоррор-саспенса, которое аудитория сразу приняла.
Смешение эстетики Антониони, напряжения Хичкока, удержания внимания Марио Бава (от которого Ардженто многому научился), а так же ярких цветовых всплесков, всё это привело Ардженто и его разрастающуюся аудиторию к "Животной Трилогии", в числе которой были так же "Кошка о девяти хвостах" (1971) и "Четыре мухи на сером бархате" (1972).
Фильмом "Кроваво-Красное" (1975) цикл триллеров Ардженто достиг пика. Этот фильм был ознаменован не только первым сотрудничеством с прог-рок группой Goblin, чьи саундтреки стали отдельной легендой, но также эта тревожная история стала вдохновением для целого поколения кинорежиссеров по всему миру (Джон Карпентер часто упоминает Кроваво-Красный, как фильм, который заставил его повысить свой уровень и вдохновил его побить рекорды в своих последующих фильмах).
Ярко-алые сюрреалистичные тона "Кроваво-красного" притянули Ардженто к своему следующему, и вероятно, самому знаменитому фильму, первому в Трилогии Трех Матерей, триллеру о сверхестественном "Суспирия" (1977).
Суспирия это сказка ужасов в готической обстановке, где Европейский Институт Балета выступает как место сборища ведьм.
Бесконечный преувеличенно-кровавый цвет, кинематографичная череда запредельной величественности, ужасающие смерти (искусно преподнесенные под музыкальные сентенции барокко), а так же, странные сверхестественные детали, по праву сделали Ардженто международной фигурой.
Другие заметные картины Ардженто - Инферно (1980), Дрожь (1982), Феномен (1985), Синдром Стендаля (1996), и Мать слёз (2007).
Знаменательные работы Ардженто показывают гипнотическую игру и самоанализ в атмосфере ужаса. Кроме прочего, ужасы - это определенно режиссерский жанр, и режиссер, как провидец, чей визуальный стиль проявляется проницательно и пугающе.
Такие фильмы, как Суспирия и Дрожь возвышают жанр, доказав, что на самом деле, нет фильмов блистательнее, разрушительнее, и восхитительно утонченнее, чем эти.
13. Линн Рэмси
Еще не такая плодовитая, как другие режиссеры в этом списке, так как в ее послужном списке пока только четыре картины - Крысолов (1999), Морверн Каллар (2002), Что-то не так с Кевином (2011), и Тебя никогда здесь не было (2017). Шотландская женщина-режиссер Линн Рэмси, как ее описывает Гарвардский киноархив, остается "очарованной великой силой кинематографа в способности воздействовать напрямую на чувства и пробуждать новые глубины в нашем аудио-визуальном воображении. Захватывающие, и, местами, сокрушительные фильмы Рэмси изобилуют редким образным повествованием, в котором искусно используются текстуры, композиция, цвет, музыка, и звук".
Ее дебютный фильм "Крысолов" по праву завоевал аплодисменты за искусное обращение к неореализму, но ее второй студенческий фильм "Морверн Каллар" основательно утвердил ее на мировой киноарене.
Мучительный и трудный "Морверн Каллар" явил Рэмси, как художницу интеллекта, воображения, и напряжения, показывающую смелое визуальное ощущение, которое одновременно было хрупким и несентиментальным, совмещающее жесткий реализм с визуальной поэзией.
Ее последний фильм " Тебя никогда здесь не было" предлагает нам совсем другие переживания, которые отдаляют от популистского кинематографа в сторону рискованной сферы высокого, но недостижимого искусства.
Рэмси обновляет веру в представление, обаяние, и важность кино, как объекта искусства, делая фильмы пронзающими сердце монументами интеллекта, великодушия, и твердой надежды.
12. Чжан Имоу
Не секрет, что Чжан Имоу - самый знаменитый режиссер современного китайского кино, специализировался в кинематографии в Пекинской киноакадемии.
Ворвавшись на киносцену в 80-х, как часть Пятого поколения режиссеров (вместе с Чэнь Кайгэ и Тянь Чжуанчжуан), Чжан дебютировал визуально выдающейся лентой "Красный гаолян" (1987). Искусная мелодрама о периоде 20-х-30-х годов, была снята на синемаскоп и представила Гуну Ли, музу и частую сотрудницу Чжана, западным зрителям.
"Красный гаолян" отлично прошел на фестивалях по всему миру (выиграв главный приз на Берлинском кинофестивале), и был первым современным китайским фильмом, показанным в США, где получил признание критиков и большую славу. Следом у Чжана появилась историческая драма, повествующая о женской сексуальности, так же при участии очаровательной Гун Ли.
Из его чувственных работ, "Цзюй Доу" (1990) и "Подними красный фонарь" (1991) являются самыми заметными, влиятельными, и разрушающими табу. Оба этих фильма были запрещены в Китае из-за изображений сексуального характера. Но артхаусная аудитория и критики были завоеваны еще больше этой дерзостью, смелостью, и зрительной роскошью, которую Чжан создавал на экране.
В последние годы Чжан больше занимается эпохой боевых искусств; Герой (2002), Дом летающих кинжалов (2004), Проклятие золотого цветка (2006). Раскрывая множество исполнителей ролей, среди которых такие как Мегги Чан, Джет Ли, Чоу Юньфат, Чжан Цзыи, и конечно, Гун Ли, эти фильмы так же показывают восхитительную кинематографию Кристофера Дойла, безупречный дизайн, и обновленный формат жанра для блистательного эффекта.
В своем обзоре 2004 года, посвященном фильму " Дом летающих кинжалов", покойный критик Роджер Эберт сказал: Забудьте об описании, персонажах, интриге, хоть они все и превосходны в этом фильме, и сконцентрируйтесь только на визуале. Богатые изысканные интерьеры, костюмы невиданной красоты, пейзажи гор, лугов, и снежных полей, ворохи осенних листьев, и бамбуковые рощи - и все вместе это работает, как кинетическая инсталляция".
11. Тодд Хейнс
Исследуя в своих различных работах сложность личностных и сексуальных политик, Тодд Хейнс явил себя ошеломляюще талантливым режиссером. В своей кинокарьере он пробовал различные призмы: от кукол Барби, тюремных унижений, вдохновленных Жаном Жене, икон глам-рока, экзистенциального хоррора, домохозяек 50-х годов, героев поп-культуры, до ЛГБТ-историй, и т.д.
Будучи первопроходцем в новой эре фильмов о секс-меньшинствах, которая началась в 80-х, после перелома американского независимого кинематографа, Хейнс перешел от открытых гей-тем к форме подтекста этих взглядов, через женских героев и андрогинных знаменитостей.
Как можно увидеть, ни одна работа Хейнса не может обойтись без "лабиринтов". И хотя он не самый плодовитый из режиссеров - он делает большие перерывы между проектами, и, вероятно, именно это делает их лучше - мы знаем, что бы ни решил нам показать Хейнс, это всегда будет глубокое, сложное, и богато украшенное зрелище.
Его самые заметные работы - экзистенциальный хоррор "Спасение" (1995), визуальный декадентский трактат об искусстве глэм-рока и Оскара Уайльда "Бархатная золотая жила" (1998), стилизованная драма под Дугласа Сирка "Вдали от рая" (2002), биографичный "в свирепом музыкальном ритме" фильм о Бобе Дилане, и самый успешный на сей момент, "Меня там нет" (2007), а так же возвращение к стилю Сирка, мелодрама о 50-х с ЛГБТ-уклоном, "Кэрол" (2015) с Кейт Бланшетт и Руни Марой.
Можно не сомневаться, что в фильмах Хейнса будет красота, которую захочется созерцать.
10. Ингмар Бергман
Один из самых искусных и влиятельных кинорежиссеров, Ингмар Бергман - шведская легенда. Редактор журнала Time и кинокритик Ричард Корлисс однажды написал "Для многих из нас, открытие Ингмара Бергмана в конце 50-х было таким же восторгом, как пришествие The Beatles парой лет позднее. Внезапно мы увидели разницу между "фильмом" и "кинокартиной", между голивудским продуктом и высокой кухней европейского кино".
Среди работ Бергмана есть такие шедевры, как "Седьмая печать" (1957), "Земляничная поляна" (1957), "Девичий источник" (1960), "Сквозь темное стекло" (1961), "Молчание" (1963), "Персона" (1966), "Шепоты и крики" (1972), "Фанни и Александр" (1982).
Все эти фильмы ценны своей глубиной, удивительной широтой и большим разнообразием, и не поддаются легкой классификации. Так же, его способность к сюрреалистичным, мечтательным и порой кошмарным образам, подтверждает его статус визуального стилиста.
"Заключительное слово в кинематографическом глубокомыслии" - написал критик New York Times Терренс Рафферти, - "каждая деталь скрупулезно анализируется, рождаясь в гениальных спорах о личности, природе фильма, судьбе художника в современном мире, и так далее". Его наследие и влияние на восприятие никогда не прекратится.
9. Стэнли Кубрик
Дотошный ремесленник, американский экспат Стенли Кубрик (1928-1999) небезосновательно называется одним из самых великих и влиятельных кинорежиссеров.
Уникальный подход Кубрика к кинематографии, технические аспекты, его тщательно продуманные и обширные конструкции, черный юмор, и погружение в реализм и сюрреализм - это его отличительные черты.
Список его фильмов включает в себя такие фильмы как потрясающий исторический эпос "Спартак" (1960), сатирическая комедия о докторе Стрэнджлаве (1964), инновационный псевдо-научный артхаусный спектакль "2001 год: Космическая одиссея" (1968), спорная лента "Заводной апельсин" (1971), роскошное свечное великолепие 18-го века "Барри Линдон" (1975), и технически блистательный, но эмоционально холодный чиллер, ставший классикой, "Сияние" (1980). И неудивительно, что Кубрик был так уважаем и любим.
Подхватив волну нового голливудского движения, кинокритик и историк Мишель Саймент назвал фильмы Кубрика "одними из самых важных событий в мире кино в ХХ веке". И среди множества режиссеров, таких как Уэс Андерсон, братья Коэны, Джонатан Глэйзер, Кристофер Нолан, Мартин Скорцезе, Бэн Уитли, Стивен Спилберг, подтверждающих его влияние на их работы, фильмы Кубрика действительно заслуживают восхищения и изучения.
Пол Томас Андерсон на пресс-конференции к фильму "Мастер" (2012) достаточно хорошо подвел итог, сказав "Сложно найти что-либо такое, что никоим образом не обязано тому, что делал Стенли Кубрик".
Уважаемые читатели! Нам важна ваша оценка, поэтому продолжение списка (еще 8 пунктов) последует, когда эта публикации наберет 50 лайков 👍 . Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые посты. Спасибо!