Найти тему
Другой Смоленск

Судоходство на Днепре в Смоленске в период с 1945 по 1978 год. Модели теплоходов

Навигация на Днепре в городе Смоленске
Навигация на Днепре в городе Смоленске

Навигация победного 1945 года началась в Смоленске рано — 3 апреля. На участке Днепра протяженностью 141 км трудяги-пароходы тянули баржи с грузами и лесом, буксировали плоты, подвозили торф из Гусина.

Прохождение судов в черте Смоленска ещё затруднялось неубранными металлическими фермами под высоководным городским мостом по Большой Советской, остатками свай низководных мостов у ликёро-водочного завода и «базарного съезда». На речном участке от Лопина до Сырокоренья перевозили пассажиров отремонтированные пароходы «Октябренок» (80 пассажирских мест) и «Припять» (132 места).

Так постепенно возвращалась к жизни смоленская пристань.

Пароход «Октябрёнок»
Пароход «Октябрёнок»
Пароход «Октябрёнок»
Пароход «Октябрёнок»

Для удобства горожан были организованы две лодочные переправы через Днепр (на Рачевке и ниже пристани), работавшие с 6 часов утра до 10 часов вечера. Подобные переправы действовали также в Сырокоренье и Катыни.

Пристань у Старого моста, 1945 г.-1970-е гг.
Пристань у Старого моста, 1945 г.-1970-е гг.

C 1963 года в состав речного флота вошли теплоходы типа «Москвич» (проект 544): «Днепр», «Ока», «Десна», «Енисей» и теплоход «Дон» (проект 222).

Речные маршруты из путеводителя 1963 года:
«Смоленск — Бовшево» (теплоходы «Десна» и «Енисей»),
«Смоленск — Боровики» (теплоходы «Енисей» и «Дон»),
«Смоленск — Лопино» (теплоходы «Днепр» и «Дон»),
«Смоленск — Ратчино» (теплоход «Дон»),
«Смоленск — Красный бор» (обслуживается теплоходами «Десна», «Дон», «Енисей» в воскресные дни).

В 1972 году смоленский флот пополнил быстроходный мелкосидящий теплоход типа «Заря» (проект 946) с водомётным движителем.

Теплоход «Днепр»
Теплоход «Днепр»
Теплоход «Дон»
Теплоход «Дон»
Теплоходы «Днепр», «Десна», «Енисей»
Теплоходы «Днепр», «Десна», «Енисей»
Теплоход «Заря»
Теплоход «Заря»
Теплоход «Днепр»
Теплоход «Днепр»

Также функционировал «Речной вокзал».

Смоленск. Речной вокзал на Днепре
Смоленск. Речной вокзал на Днепре

Справедливо будет упомянуть, что в черте города был городской пляж. Он находился на Рачевке, на левом берегу Днепра, восточнее дома №3 по Набережной Горького, в котором тогда располагалось какое-то водяное ответвление ДОСААФ. Они же в случае чего и спасатели на водах, для каковой надобности и патрулировали на лодке вдоль берега туда-сюда, иногда даже с легким водолазом наготове.

ЭТО НАША ИСТОРИЯ, КОГДА БЫЛ ПЛЯЖ, ЗОНТИКИ, СПАСАЛКА, ГОНКИ НА СКУТЕРАХ, ГРЕБЛЯ НА ЯЛАХ, БАЙДАРКАХ И КАНОЭ, ГОНЯЛИ ПЛОТЫ, ХОДИЛИ ТЕПЛОХОДЫ, ДА И МНОГОЕ, ЧТО СЕЙЧАС ЭМОЦИОНАЛЬНО НЕ ОПИШЕШЬ. …
Рачевский пляж. 1966 год. Фото: Александра Стукалова.
Рачевский пляж. 1966 год. Фото: Александра Стукалова.
Конец 50-х – начало 60-х
Конец 50-х – начало 60-х
Пляж на Рачевке. 1960-е, худ. В.И. Ружо,
Пляж на Рачевке. 1960-е, худ. В.И. Ружо,
“Городской пляж” (иллюстрация из путеводителя 1963 г.)
“Городской пляж” (иллюстрация из путеводителя 1963 г.)

Июль 1973. Стоянка лодок около Мебельной фабрики. На снимке — теплоход типа «Москвич» (проект 544).

Теплоход типа «Москвич» (проект 544), 1973 год
Теплоход типа «Москвич» (проект 544), 1973 год

Со временем суда износились, а развитие автотранспорта и дорожного хозяйства привели к тому, что перевозки людей и грузов по реке оказались нерентабельными. В 1978 году пристань Смоленск, как предприятие, была ликвидирована, а все суда, находившиеся на её балансе и которые не были списаны, приказом по пароходству и с разрешения МРФ были распределены по другим ведомствам.