Найти в Дзене

Миллион километров вдвоем на «Отто»

Когда к тебе подходит твой восьмилетний сын и говорит: «Мам, а ты знаешь, что на «Гелендвагене» в кругосветку ездили?», и пускается в пространный рассказ об этой истории, ты ощущаешь себя не автомобильным журналистом с неслабым стажем, а девочкой, которой женские журналы читать да крестиком вышивать…

Собственно, об этом – кругосветном путешествии Гюнтера Хольторфа – сказано, написано и отснято немало. Вот и сын узнал из одной из своих любимых научных передач либо по National Geographic, либо с Discovery, либо откуда-то еще. Не суть. Меня же, как любителя автомобилей и автопутешествий, эта история весьма заинтересовала, и я решила покопаться в архивах Google (и как я вообще могла такое пропустить?!). Оказывается, там все не только «автопутешественно», но и очень романтично…
Слушайте, в общем. Вдруг вы тоже про нее еще не знаете…

Автопутешествия – это наркотик, без которого с каждым выездом, с каждым покоренным городом или страной жить все труднее и труднее. Дорога, лентой уходящая за горизонт (хоть в горы, хоть в пустыни, хоть в бескрайние поля), манит, приходит во снах, не дает спокойно сидеть на одном месте и всегда заставляет искать варианты, чтобы вновь оказаться за рулем и ехать в неведомую даль. Есть у меня подозрение, что Гюнтер Хольторф думал примерно также: к своим 52 годам какой-никакой опыт автопутешествий он уже имел, а дорога, судя по всему, ой как манила…

Началась кругосветка его и «Отто» (так он любя называл свой Mercedes-Benz G-Класса) в 1988 году с африканской Кении. И, начав однажды, он уже, как водится, не смог остановится: Танзания, Уганда, Конго, Руанда, Бурунди, Замбия, Малави, Мозамбик, Зимбабве, Ботсвана, ЮАР, Намибия – и это все только за 1989 год! Путешествовал Гюнтер не один – его во всех начинаниях поддерживала супруга Кристина. Она вместе с ним плечом к плечу за 22 года отмахала более 700 000 км на «Отто», поддерживая и понимая Гюнтера во всех обдуманных и не очень решениях. Без нее бы у отчаянного немца и «Отто» не получилось бы и половины задуманного…

-2

Эти первые страны стали для Гюнтера местами проб и ошибок: наскоро подготовленный автомобиль, отсутствие должного опыта вождения по грунтовым и порой очень размытым дорогам – все это стало уроком, а логические выводы – быстро вынесены и претворены в жизнь.

-3
-4

И стандартная комплектация его бело-голубого полноприводного Mercedes-Benz Gelandewagen 300 GD начала обрастать новыми усовершенствованиями: прочный багажник на крыше для запасных колес, портативная лебедка, ящики для инструментов, душ, плита с двумя газовыми баллонами, спальные полки вместо заднего дивана, тайники для документов, денег и других немногочисленных ценных вещей… Только деталей Гюнтер вез с собой около 400 – там было все, что он мог бы заменить самостоятельно.
В целях безопасности он убрал с машины центральный замок и кондиционер (но его, скорее, для того, чтобы не терять времени на ремонт и постоянную замену фильтров). Тем более, что в ритме их с Кристиной дороги такая роскошь была совершенно лишней…

Их путешествие длиной в 22 года было больше похоже на сказку. Но не ту, в которую верит большинство – с деньгами, хоромами и дорогими машинами, а в ту, в которую верят лишь те немногие, у которых вместо крови бензин (или дизель), а в сердцах, стучащих в унисон, отзвуками бьется мотор… Гюнтер и Кристина не искали отелей, горячих ванн и вкусной еды: в своих путешествиях они жили наедине с природой, под огромными звездами Сахары или пустыни Гоби, на холодных перевалах грозных Анд или в снегах сибирской тайги.

-5

G-класс, по словам самого Гюнтера, его не подвел ни разу – с невероятным пробегом в 900 000 км утилитарный и очень простой в обслуживании внедорожник был словно создан для таких спартанских путешествий: минимум электроники, минимум сложных механизмов (а от сложных Гюнтер избавился в самом начале, как я уже говорила). У его «Отто» под капотом до сих пор – родной 5-цилиндровый дизельный мотор мощностью 88 л.с! А такая особенность, как механическая блокировка дифференциалов каждой оси и блокировка межосевого дифференциала превращали G-класс в настоящего монстра бездорожья, причем практически на любых покрытиях.

-6

-7

Конечно, ремонтировать внедорожник приходилось. Под замену чаще всего попадали масло и фильтры (само собой) – их Гюнтер старался менять по возможности каждые 5000 км, шины – каждые 70 000 км (если не было проколов или иных форс-мажоров), подшипники переднего моста (их Гюнтер менял 8 раз, больше 200 000 км без асфальта они выдержать не могли физически) и… ключи зажигания (длительное использование просто изнашивало их).
«Во-первых, мерседес того времени очень надежен, кроме того мы за ним хорошо ухаживаем и ездим очень медленно», — как-то говорил в одном из многочисленных интервью сам Гюнтер.
И действительно, сложно представить более надежную машину для таких путешествий – без нормального топлива, сопутствующего сервиса и прочих премудростей, к которым мы сейчас привыкли. Но в этом и была прелесть подобной авантюры – оказаться с миром один на один, и только автомобиль – как возврат в настоящее.

-8
-9

Кстати, одна из немногих «неродных» частей этого 300 GD – капот. Он был сделан по спецзаказу Гюнтера на заводе в Граце, а его отличительной особенностью было покрытие – шершавое, как наждачка или современный «раптор» («гелены» с такими капотами как-то стояли на вооружении канадской армии). Он обладал отличными противоскользящими свойствами, даже в дождь, а еще был прочным – на него можно было легко вставать, чтобы достать с крыши, к примеру, колесо.

За время своих невероятных путешествий Гюнтер и Кристина не только научились преодолевать трудности, но и справляться со всеми трудностями бюрократии – общение с пограничниками и прочими представителями власти забавляло их, а Гюнтер нашел в этом еще одно хобби. У него великолепно получалось находить подход к людям такого типа – практически нигде в мире, даже в самых удаленных от цивилизации городках и странах у них не было проблем с властями. К примеру, долгое время их автомобиль был единственным иностранным транспортом, пересекшим Северную Корею (случайность выручила).

-10

Наверное, сейчас это удивительно, но у Гюнтера и «Отто» не было навигации в привычном нам виде. С завода 300 GD был оборудован GPS, но примитивным – устройство могло показать направление движения и позицию автомобиля, но никакой привязки к карте не имело в принципе. Приходилось все делать вручную. И здесь Гюнтер оказался особенным: он не только вез с собой практически все карты мира, которые тогда было возможно найти, но и создавал свои. Так, к примеру, по отрисованной им карте Джакарты (Индонезия) был создан толстенный атлас города, который был в ходу долгое время.

Но все хорошее когда-нибудь заканчивается. Закончилась и история Гюнтера и Кристины – в 2010 году его жена умерла, не победив рак… Однако и на этом кругосветка на «Отто» не остановилась: Гюнтер обещал ей закончить начатое и… сделал это. И вот, в октябре 2014 потрепаный временем, дорогами и бездорожьем всего мира «Гелендваген» небесно-голубого цвета въехал в Бранденбургские ворота и… закончил свое многолетнее путешествие.

-11

215 стран. 900 000 км на одометре. 411 пересеченных границ, 113 поездок на морских паромах, 41 – в контейнерах. И масса непередаваемых эмоций, впечатлений, знакомств, событий, череда лиц, пейзажей, городов и проселочных дорог… Тысячи встреченных в дороге закатов и рассветов, миллиарды увиденных звезд в темном ночном небе всего земного шара – такая жизнь дорогого стоит. Но немногие решаться ее повторить…

-12

Сейчас Гюнтер тихо и мирно занимается восстановлением автомобилей в родной Германии, а его родной «Отто» стоит в музее Mercedes-Benz в Штутгарте – Гюнтер лично вручил ключи от него Дитеру Цетше, председателю концерна Daimler.

P.S.
Совсем недавно миру был представлен новый G-класс: нашпигованный электроникой, получивший кузов со стальной рамой, возможность блокировки трех дифференциалов (заднего, центрального и переднего), новейший 9-ступенчатый «автомат» и мощный 4,0-литровый бензиновый V8 мощностью 422 л.с.

-13
-14

Что против него 88 «лошадок» небесно-голубого 300 GD – ничто.
Зато у него есть история, а у его владельца – океан воспоминаний из таких уголков планеты, которые многие и представить себе не могут.

Ночная Сахара. Песок. Звезды. Полная луна. Соната Бетховена, льющаяся из колонок «Отто». Мир Гюнтера и Кристины остался где-то там, на рубеже времени и пространства…

-15

Фото: личный архив Гюнтера Хольторфа