Найти в Дзене
Банкротство Плюс

Репрезентизм (Represent Art) в искусстве

Оглавление

Термин «репрезентизм» берет свое начало от английского словосочетания «represent art», которое можно перевести как «искусство представления». Под репрезентизмом следует понимать стиль живописи, при котором художник специально оставляет картину незавершенной. При этом зритель самостоятельно, в своем воображении, заполняет пустое пространство на полотне. Отсюда и второе название данного направления живописи – «незавершенная завершенность», то есть для создателя картины – она уже является законченной, однако каждый из зрителей может пофантазировать и дополнить полотно по своему усмотрению.

История возникновения

Репрезентизм – художественное направление, зародившееся уже в XXI веке. Его основателем считается Алексей Владимирович Зимин (1995 г.р.). Первые работы художника из Ульяновска, который в то время еще не имел специального образования, получили далеко не однозначные отзывы критиков. Одни специалисты называли Зимина однодневкой, другие – новатором. Однако сегодня картины художника необычайно популярны среди ценителей живописи и частных коллекционеров. За них готовы платить сотни тысяч и даже миллионы долларов. Например, в 2016 году одно из полотен автора было продано в частную коллекцию за 1,2 млн. долл.

Репрезентизм за очень короткий срок стал использоваться как способ провозглашения самых передовых художественных идей и трансформировался в одно из самых популярных направлений современного изобразительного искусства. Среди наиболее известных полотен Алексея Зимина: «Ульяновские просторы», «Треугольник, круг, квадрат», «Тишина», «На берегу» и др.

-2

Сущность, идея, концепция

Идеология репрезентизма основана на желании автора активировать творческие способности каждого, кто смотрит на картину. Именно поэтому на полотнах осознанно оставляются незакрашенные или не полностью прокрашенные области. Когда человек видит такое незавершенное изображение, у него на бессознательном уровне активируется фантазия. Зритель стремится завершить работу художника и мысленно дополняет полотно деталями, которые, на его взгляд, должны там присутствовать.

На активацию творческого мышления зрителей направлена и необычная манера письма. Задействование порой нелогичных и зачастую не поддающихся логике хитросплетений мазков и штрихов способствует созданию определенного дискомфорта при первом взгляде на картину. Художник как бы специально провоцирует зрителя на более детальное, доскональное изучение изображения с целью понять его смысл, идею, попробовать заполнить пустое пространство на полотне. При этом каждый из зрителей абсолютно свободен в стремлении завершить полотно. Все зависит только от его видения мира и фантазии. Таким образом, репрезентизм – это своего рода дискуссия художника и зрителя, дискуссия, в которой нет и не может быть победителя и побежденного.

Эстетика репрезентизма

Основана на стремлении художника отразить свои духовные искания и переживания через неясные, эфемерные намеки. Используя игру с пространством и оттенками, автор творит на пограничной полосе между реальностью и вымышленным, иллюзорным миром.

Автор не преподносит свои чувства зрителю на «блюдечке с голубой каемочкой». Скорее, через спонтанные эмоции он предлагает человеку понять себя, додумав, создав свой собственный сюжет, дописав полотно.

-3

Правила репрезентизма

Главным правилом для художника, который работает в направлении репрезентизм, является то, что автор никогда не должен делать все сам, оставляя простор для зрительской фантазии.

От других художественных направлений репрезентизм, во первых, отличает использование пространства Присутствие размаха, «воздуха», перспективы, глубины дает автору возможность создать у зрителя впечатление грандиозности и одновременно незавершенности сюжета.

Во вторых, сочетания достаточно прорисованных деталей и широких мазков.Такой симбиоз позволяет одновременно посмотреть на картину с двух разных позиций: как на законченное полотно и как на обычный набросок. Художник предлагает зрителям самостоятельно детализировать изображение, дополнить его.

И в третьих, наличие пустого пространства заставляет задуматься над тем, чем можно его заполнить. Художник приглашает зрителя к сотрудничеству, провоцирует на творчество и фантазию.

Одной из наиболее ярких работ А. Зимина, выполненных в соответствии с идеями и концепцией репрезентизма, считается картина «Поцелуй луны и моря». В центре полотна - луна, изображенная при помощи сочетания самых разных цветов, среди которых: желтый, темно-красный, коричневый, темно-серый. Небесное тело на фоне практически черного со светлыми проблесками ночного неба соединяется на линии горизонта с темно-синим морем и отражается в нем. Картина сразу притягивает взгляд зрителя своей насыщенностью в центре. В то же время края полотна остались абсолютно свободными. Автор словно приглашает зрителей самостоятельно завершить пейзаж, мысленно дополнив его. При этом фантазия того, кто видит картину, может развиваться в любом направлении. Кто-то может представить влюбленную романтическую пару, кто-то – военный фрегат, а кто-то – инопланетный корабль. Каждый из зрителей волен поступать с представленной ему «незавершенной завершенностью», как ему вздумается, и каждая версия законченного полотна будет иметь право на существование.

-4

Репрезентизм: за и против

На сегодняшний день существует две диаметрально противоположные точки зрения на данное направление изобразительного искусства.

Противники репрезентизма говорят о его неуместности, нецелесообразности и отсутствии художественной ценности. В большинстве своем такая точка зрения основывается на убеждении в том, что зрители всегда должны таковыми и оставаться, не вмешиваясь в процесс создания произведения искусства.

Сторонники считают, что на сегодня репрезентизм – одно из самых независимых, самостоятельных и передовых течений в современном искусстве. По мнению тех, кто поддерживает творчество Алексея Владимировича Зимина и его последователей, данный стиль живописи обладает целым рядом достоинств. За счет непосредственного участия зрителей в процессе окончательного завершения художественного полотна, художник помогает им развить чувство прекрасного, активизировать фантазию и творческий потенциал.

Несмотря на имеющиеся у критиков и ценителей разногласий, трудно отрицать, что репрезентизм успел громко заявить о себе и подтвердить свою жизнеспособность постоянным ростом востребованности среди частных коллекционеров изобразительного искусства.

Вполне возможно, что столь быстро растущая популярность данного направления живописи связана с тем, что оно очень удачно сочетает основные составляющие инновационной культуры нашего века, основанной на симбиозе осмысленности, рациональности и универсальности с неформальностью и динамичностью. Можно сказать, что репрезентизм для современного зрителя – это своего рода аттракцион виртуальной реальности, позволяющий дополнить представленную ему классическую картину мира своими непосредственными переживаниями, фантазиями, образами и картинками.