При современном городском трафике механические коробки передач постепенно уходят в прошлое: мало кому нравится выжимать педаль сцепления по двадцать раз в минуту. Альтернативой здесь выступают автоматические коробки передач, в которых педаль сцепления просто-напросто отсутствует. Но ведь есть еще так называемый бесступенчатый автомат, то бишь вариатор. Какой же вариант выбрать? Сразу оговорюсь: здесь мы рассмотрим только ступенчатые «автоматы». О роботизированных коробках расскажем в одной из следующих статей.
Сначала немного об устройстве трансмиссий. В ступенчатом автомате основной агрегат, который делает возможным переключение передач без выжима сцепления – это гидротрансформатор. По сути это два лопастных колеса, одно из которых связано с коленвалом двигателя, а другое – с трансмиссией. Пространство между ними заполняется маслом. Другими словами, двигатель крутит одно колесо, которое заставляет масло тоже «крутиться». Через это самое масло момент и передается на трансмиссию.
Вариатор упрощенно представляет собой два V-образных конуса, между которыми натянут ремень вариатора. Один из конусов снимает крутящий момент с коленчатого вала, другой – передает его на колеса. Такая конструкция более проста по сравнению со сложной гидросистемой ступенчатого автомата.
Теперь сравним «автоматы». Стоимость ступенчатого автомата выше по сравнению с вариатором, при движении будут чувствоваться небольшие толчки во время переключения передач. Замечу, что чем больше передач, тем менее ощутимыми будут толчки (как правило, их от 4 до 8).
Если сравнивать динамику разгона одного и того же авто на автомате и вариаторе, расклад будет примерно такой: на старте машина на автомате вырвется вперед за счет фиксированных передаточных чисел, однако при наборе большей скорости вариатор плавно выйдет в лидеры.
Также конструкция ступенчатого автомата, несмотря на свою сложность, более надежна, нежели вариатор. При правильной эксплуатации служить «автомат» будет не одну сотню тысяч километров, в то время как проблемы даже с качественными вариаторами начинаются в районе 150.000 пробега.
Еще один важный аспект – пробуксовка. Буксовать как на автомате, так и на вариаторе нежелательно. Долгая пробуксовка (минут 10-15) на автомате ведет к закипанию масла трансмиссии, а пробуксовка на вариаторе опасна ударными нагрузками, возникающими при этом. Подробнее о буксовании на вариаторе можно прочитать здесь.
В двух словах: автомат дороже, медленнее разгоняется, во время переключения передач могут чувствоваться толчки. Вариатор дешевле, но у него меньше ресурс. Конструкция сама по себе менее надежна по сравнению со ступенчатым автоматом.
Ну, а выбор, конечно же, остается за вами!