К 1967 году престижную премию Car of the Year от Европейских автомобильных СМИ уже успели получить два британских и один французский автомобиль. За несколько лет, журналисты которые и выбирали лучший автомобиль получили необходимый опыт и стали по другому относиться к претендентам на высокое звание.
В конце 1966 года авторитетное жюри выносит решение в пользу модели Fiat 124, компактный седан, который в последствии стал ВАЗ-2101 стал новым автомобилем 1967 года.
Концепт будущего автомобиля представлял собой двухдверный кабриолет Fiat 124 C4. Впервые перспективную предсерийную модель показали широкой публике на крупном европейском автосалоне в 1966 году. Впоследствии купе выпускали мелкими сериями.
Однако для массового потребителя производитель решил выпустить более практичный 4-дверный седан.
История создания 124-ой модели ставшей культовой в СССР довольно противоречива. Вкладывать огромные деньги в инновации в концерне Фиат не могли, из-за финансовых проблем. Поэтому изначальный план создания переднеприводного автомобиля с мощным мотором и независимой подвеской был отвергнут. Итальянцы решили использовать технологии, которые широко применяются и не требуют больших финансов для реализации.
В итоге появился автомобиль классической компоновки с продольным расположением двигателя, задним приводом, барабанными тормозами сзади и не разрезным мостом. Именно простота и надежность оказались главными козырями в борьбе с конкурентами. Кроме прочего удалось создать довольно дешевый в производстве и весьма привлекательный внешне седан. Конструкция итальянского инженера Адольфо Мессори оказалась самой успешной и массовой за всю историю компании FIAT.
Автомобиль выпускался с 1966 по 1975 года в кузовах седан Fiat 124 «Sedan», универсал Fiat 124 «Familliare», была даже "заряженная" версия Fiat 124 «Speciale» и 2-ух дверный Fiat 124 «Coupe» . Отдельно для фанатов модели ателье Pininfarina выпускала версию Fiat 124 «Sport Spider» аж до 1982 года.
Кроме Советского союза Фиат-124 выпускали в Испании под названием SEAT 124, в Марокко, Малайзии и даже в Турции машину делали под местными брендами. В Индии на базе итальянской модели довольно долго делали машину под названием Premier 118NE.
Автомобиль и его модификации разошлись по миру миллионными тиражами. В нашей стране классическую модель основанную на технологиях Fiat прекратили выпускать только в 2012 году. Это бы универсал ВАЗ-2104.