http://2035.media/2018/02/15/movie-phones/
Будущее уже наступило: в прокат выходит фильм обладателя Оскара Стивена Содерберга, снятый на смартфон. Скорее всего, в ближайшие годы таких картин будет все больше. Создатели всевозможных программ и приспособлений к смартфону значительно облегчили нам процесс съемок, сделав его доступным практически для каждого
7 дней «Не в себе»
Автор «Одиннадцати друзей Оушена», американский режиссер и продюсер Стивен Содерберг снял свой новый фильм, триллер «Не в себе» на iPhone. Съемки длились всего семь дней, монтажом режиссер занимался на площадке во время съемочного процесса. Режиссер назвал эти съемки одним из самых важных опытов в жизни. По сюжету картины главную героиню преследует незнакомец и она, не понимая, правда это или ее больное воображение, оказывается в психиатрической клинике со странным персоналом. Ее насильно запирают в больнице, и там она встречает свой главный страх, от которого пыталась сбежать.
Я думаю, что это – будущее. Каждый, кто посмотрит картину, не зная технических подробностей ее создания, никогда не подумает, что она снята на телефон.
Стивен Содерберг
Премьера фильма в России состоится 29 марта 2018 года.
Трейлер фильма Стивена Содерберга
Смартфон как кинокамера
Съемки кино на смартфон скоро станут не исключением, а вполне обычной ситуацией. Для этого существуют различные приспособления для телефона – аналоги приспособлений для кинокамер.
Во-первых, уже давно появились в продаже специальные объективы для смартфонов, которые позволяют получать более качественное изображение. В настоящий момент можно приобрести объективы для смартфонов с различным фокусным расстоянием: широкоугольные объективы, макрообъективы, телеобъективы и др. Их ассортимент очень широкий – в Интернете и в магазинах можно легко найти подходящую вам модель.
Во-вторых, созданы крепления для телефонов для обычных штативов, а также специальные штативы для телефонов, от небольших треногов до прочных алюминиевых штативов. Для стабилизации изображения разработаны специальные стедикамы для смартфонов. Среди других «держателей» можно отметить Bluetooth-держатели для смартфона, которые помогут вам запустить съемку на расстоянии. Особенно интересны налобные держатели, изначально созданные для камер Go Pro, но позднее адаптированные под смартфоны. Благодаря им у вас появилась возможность стать обладателем Go Pro смартфона.
В-третьих, появилось множество флеш-накопителей, которые вставляются в USB-разъем смартфона. Они позволяют увеличить количество памяти и оперативно перебрасывать отснятый материал на компьютер.
Снимай и монтируй
Помимо устройств и приспособлений для смартфонов разработаны специальные программы, которые позволяют улучшить качество изображения, монтировать видео прямо на телефоне, контролировать качество звука и т.д. Большинство этих приложений – платные. К примеру, Filmic Pro, с помощью которого был создан известный полнометражный фильм «Мандарин», наделавший много шума на фестивале Sundance в 2015 году. Приложение позволило обеспечить контроль фокуса, диафрагмы и цветовой температуры, захват видео на высоких скоростях.
Среди программ для монтажа стоит отметить так называемые мобильные версии основных монтажных программ типа Adobe Premier Pro и Pinnacle Studio Pro, позволяющие монтировать видео прямо на телефоне. Apple, в свою очередь, разработали специальное приложение iMovie, с помощью которого в iPhone можно монтировать на видео и накладывать на изображение простейшие фильтры.
Смартфон – главный помощник оператора
Тем, кто все еще не считает смартфоны полноценной кинокамерой, все же стоит обратить на них внимание. Для смартфонов разработано множество программ, которые могут оказаться очень полезными для кинооператоров: всевозможные базы данных; официальное приложение от производителей камер RED и ARRI, позволяющее работать с настройками и параметрами камер; программы превизуализации сцен; лайтметры и осциллографы; инструменты для определения глубины резкости, фокусного расстояния и экспозиции; цифровая хлопушка и др.
Самое важное в кино
В будущем, возможно, телефоны заменят большие камеры, значительно удешевив и ускорив процесс создания кино. Кинотехнологии развиваются стремительными темпами и на данный момент, конечно, по техническим характеристикам смартфон нельзя сравнивать с профессиональными кинокамерами. Но, скорей всего, все новейшие достижения кинотехники будут адаптированы и для телефона. На сегодняшний день речь идет об общей тенденции: люди готовы смотреть кино, созданное в стилистике home video, с неидеальной картинкой. Если бы авторы легендарного фильма-лауреата Каннского фестиваля «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» снимали свою картину сегодня, они делали бы это при помощи смартфона.
Еще в 1995 году режиссеры Ларс фон Триер и Томас Винтерберг создали манифест «Догма 95», в котором провозглашали новые правила кинематографа. В правилах, в том числе, утверждалось, что технические и стилистические особенности фильма не так важны и интересны для зрителя, как сюжет и персонажи. Режиссеры призывали использовать естественный свет, ручную камеру, не ставить во главу угла техническое совершенство. В 2018 году у каждого обладателя смартфона появилась возможность без лишних финансовых и технических затрат снять свой фильм, рассказать свою историю. И слово «история» — пожалуй, ключевое. Ведь, как сказал Хичкок, в кино есть три важные вещи: сценарий, сценарий и сценарий.
Фото к публикации Photo Credit: Bloomberg