Найти в Дзене
Питер Сегодня

5 знаменитых домов Петербурга

1. "Генеральский дом" или Дом со шпилем
В 1940 году на Московском проспекте началось строительство дома, которому суждено было стать ярким образцом сталинского стиля в архитектуре, самым высотным зданием и самым крупным долгостроем Ленинграда тех времен, знаковым местом для киноманов и почитателей творчества Виктора Цоя.

Застройка этой части Московского проспекта планировалась с грандиозным размахом. На месте современной гостиницы Россия должно было появиться 120-метровое высотное здание. Такие же высотки планировалось построить на площади Братьев Стругацких. Еще один проект предполагал превращение Бассейной улицы в Южный обводный канал. Эта водная артерия, протекая по современным бульвару Красных Зорь, улице Турку, южной стороне улицы Червоного Казачества, должна была соединить Неву и Финский залив. Всем этим планам не суждено было сбыться. Да и строительство дома № 190 по Московскому проспекту было остановлено из-за начавшейся войны.

Строительные работы продолжились уже после окончания войны. Шестиэтажный дом, располагающийся на углу Бассейной улицы и Московского проспекта, спроектирован архитекторами Григорием Александровичем Симоновым, Борисом Рафаиловичем Рубаненко и Владимиром Сергеевичем Васильковским. Автором проекта девятиэтажной башни-бельведера со шпилем предположительно является Олег Иванович Гурьев.

Строительство дома было завершено в 1953 году, но еще около двух лет доделывали шпиль, благодаря которому 76-метровое здание стало самым высоким строением Ленинграда тех лет. Его видно практически с любой точки Московского проспекта.

Помпезное здание выделялось среди себе подобных четырехугольной башней, заканчивающейся тонким шпилем, изготовленным из белой жести. Венчает это сооружение венок с золоченой звездой, являющийся еще и флюгером. Шпиль изготовили рабочие Адмиралтейских верфей. Им же посвящены и статуи, расположенные на четырех углах основания башни, - мужчины и женщины, держащие в руках якоря. На крыше башни, по углам, установлены пирамидки с шарами с сидящими на них голубями - символами мира. Авторами этих скульптур являются архитектор Лазарь Маркович Хидекель и скульптор Игорь Всеволодович Крестовский.

Благоустроенный, быстро развивающийся район, большие квартиры с высокими потолками и роскошной отделкой, близость Московского парка Победы - все это послужило причинами того, что в доме со шпилем стали селиться высокопоставленные военные, политики и чиновники. Очень скоро в народе здание получило название “Генеральский дом”.

Однако, со временем, контингент проживающих сильно изменился, в доме появились коммунальные квартиры. В одну из таких коммуналок в 1962 году родители принесли новорожденного Виктора Цоя.

— Московский пр.  190

2. Литературный дом
Гороховая улица тесно связана с историей литературного Петербурга. В XIX веке это был один из престижных районов Северной столицы, здесь строились доходные дома, квартиры в которых снимали многие выдающиеся личности. На Гороховой жили Куприн и Тургенев, Блок и Аверченко, Пушкин и Герцен, певец Федор Шаляпин и композитор Петр Ильич Чайковский.

К одному из таких зданий с богатым культурным прошлым относится дом № 8, известный еще как доходный дом Ротина, названный так по имени одного из его владельцев. Это не совсем обычное здание со срезанным углом построено в 70-х годах XVIII века для купца Федора Ивановича Пестерова. Правда, до 30-х годов XIX века оно было двухэтажным с высоким цокольным этажом. В 1834 году архитектор Гаральд Андреевич Боссе надстроил четвертый этаж. А в 70-х годах, когда домом уже владел Федор Иванович Ротин, по проекту архитектора Иоганна Мааса был сделал новый декор фасада и еще один – пятый этаж.

На первом этаже дома Ротин открыл трактир, а квартиры на верхних сдавал внаем. С декабря 1851 по май 1852 года в одной из них жил Иван Сергеевич Тургенев.

А в угловой квартире на пятом этаже, окна которой выходили на знаменитый «Дом Пиковой дамы», провел свои последние дни Петр Ильич Чайковский. 25 октября 1893 года он скончался от холеры.

Уже в советское время в доме жили знаменитая балерина Галина Сергеевна Уланова и маршал Василий Константинович Блюхер.

Во второй половине XIX века на месте трактира француз де Сюметьер открыл ресторан «Вена», который славился не только великолепной кухней и богатым выбором вин, но и тем, что здесь собирались люди, которых можно назвать интеллектуальной элитой Петербурга. Отчасти этому способствовало то, что в 1884 году при ресторане открылся «Новый шахматный клуб».

Иван Сергеевич Соколов, купивший ресторан в 1903 году, продолжил традицию и даже отвел для собраний литературной богемы отдельный зал. Посетителям предлагалось делать записи в специальной книге. Благодаря этому мы знаем, что в ресторане бывали Куприн, Горький, Аверченко, Блок, Алексей Толстой, известный оперный певец Федор Шаляпин и многие другие литераторы, артисты и музыканты.

В 1911 году в ресторане «Вена» группа поэтов-футуристов (Игорь Северянин, Константин Олимпов, Жак Лемье и другие) провозгласили создание Академии Эго-Поэзии.

В настоящее время в помещении ресторана расположен мини-отель, каждый из номеров которого посвящен какой-нибудь знаменитости Серебряного века: Куприну, Маяковскому, Саше Черному и другим.

— ул. Гороховая, 8, Малая Морская улица, 13

3. Александровская женская гимназия
В доме № 20 по Гороховой улице располагается одна из старейших школ Санкт-Петербурга, в XIX веке тоже относившаяся к Воспитательному дому. В 20-х годах позапрошлого столетия участок рядом с Училищем для глухих детей был выкуплен казной у вдовы сахарозаводчика Жадимирова, а в 1871 году по проекту архитектора Павла Карловича Нотбека здесь построили трехэтажное здание специально для Александровской женской гимназии.

Именно с этого учебного заведения началась история не только одного из крупнейших вузов Санкт-Петербурга – Российского Государственного Педагогического университета имени А. И. Герцена – но и в целом высшего педагогического образования в России. 20 сентября 1878 года в здании Александровской гимназии были торжественно открыты Высшие женские курсы, на которых основное внимание уделялось именно педагогическому образованию.

В начале XX века курсы преобразовали в Женский педагогический институт, который до революции был единственным учебным заведением в России, где женщины могли получить высшее профессиональное образование.

После революции здание сохраняло свое первоначальное назначение – в нем размещались школа и высший педагогический институт, которому в 1920 году было присвоено имя Герцена. В конце 20-х годов педагогический институт в связи с расширением занял несколько зданий на набережной Мойки.

В настоящее время в этом доме Александровской женской гимназии находится школа № 211 им. Пьера де Кубертена.

— ул. Гороховая, 20.

4. Дом Адамини
Между Марсовым полем и набережной Мойки расположен необычный трёхэтажный дом мягкого жёлтого цвета с белыми колоннами. Он носит имя своего архитектора – Доменико Адамини, построившего его в 1820-х годах. Выполненное в стиле классицизма, здание имеет два фасада с портиками, закруглённый угол с опирающимися на балкон пилястрами и в завершение стен по всему периметру – ленту лепного украшения с грифонами.

Здание это было доходным домом: среди прочих, в нем жил изобретатель электромагнитного телеграфа и востоковед Шиллинг фон Канштадт, в гости к которому приходили Александр Пушкин и Николай I. В разное время обитателями дома были актриса Мария Савина, писатель Леонид Андреев, поэт Василий Каменский и многие другие, о чем свидетельствуют мемориальные доски на фасадах.

В начале ХХ века в доме разместилось Художественное бюро, организовывавшее выставки картин и концерты. Здесь выставляли свои работы художники группы «Мир искусства», Марк Шагал и Казимир Малевич, в стенах дома звучали первые произведения Сергея Прокофьева.

В 1916 году в здешнем подвале разместилось кабаре «Привал комедиантов», представления посещали (а иногда и выступали перед публикой) Александр Блок, Анна Ахматова, Владимир Маяковский. В стенах подвала бывали Всеволод Мейерхольд, Анатолий Луначарский, Максим Горький. Кабаре закрыли большевики по «нравственным» соображениям, а тамошние росписи на стенах были уничтожены наводнением 1924 года.

В первые месяцы Великой Отечественной войны это здание сильно пострадало от немецких авиабомб, но впоследствии архитекторам удалось его восстановить.

Дом Адамини можно увидеть в кадрах советской кинокартины «Два капитана», российского фильма «Брат».

Дом считается жилым и сейчас, и благодаря треугольным очертаниям имеет три официальных адреса: Набережная реки Мойки, 1; Марсово поле, 7; Аптекарский переулок, 8.

— Марсово поле, 7

5. Дом Мурузи
Когда-то на стыке Литейного проспекта с улицей Пестеля стоял деревянный особняк с садом и белыми колоннами. Его хозяином был русский мореплаватель и государственный деятель Николай Резанов. После гибели путешественника дом переходил от одного хозяина к другому, пока его не купил князь Александр МурУзи, потомок византийского княжеского рода.

Дом Резанова достался византийскому князю неспроста. Отец Александра Мурузи, Дмитрий, был молдавским наместником, он служил Османской империи и одновременно являлся тайным агентом России. Благодаря его деятельности, Молдавия была присоединена к России. Турки, узнав о пособничестве Мурузи-старшего, казнили его. Вдова с детьми с большим трудом перебралась в Россию. Памятуя о заслугах Дмитрия, русское правительство помогло им обустроиться и дать детям хорошее образование. Помощью также послужила ссуда в четверть миллиона рублей на покупку дома.

Александр Мурузи, несмотря на обучение в Пажеском корпусе и службе в лейб-кирасирском полку, не потерял вкус ко всему, что связано с востоком. После приобретения дома он задумал грандиозное строительство: по проекту архитектора Серебрякова, для состоятельных жильцов возводилось новое сооружение в мавританском стиле. За сим процессом следили горожане и вся пресса.

В конце XIX века в Петербурге строились сотни доходных домов. Но именно это здание принесло архитектору громкую славу. Новый пятиэтажный особняк возводился на протяжении двух лет, еще год ушел на внутреннюю отделку. Для декорирования были использованы религиозные мавританские надписи, за которыми Серебряков специально ездил в Испанию.

Что и говорить, масштабное строительство и содержание доходного дома обошлось хозяину в копеечку. После смерти Мурузи особняк был продан. Его новый хозяин, генерал-лейтенант Рейн, владел домом до начала Октябрьской революции.

Фасад экзотического здания украсили терракотовыми колоннами, декоративными арками над оконными проемами, балконами с чугунными перилами, прямоугольными эркерами. Выразительность строению придали угловые башни, арабески и арабская вязь.

В доходном доме обустроили 57 квартир, отделанных в восточном стиле, а также прачечную и водопровод. Парадные лестницы впечатляли огромными зеркалами, мраморными скульптурами, коврами, мебелью из экзотических пород деревьев. Особой роскошью выделялись апартаменты с удобствами, в число которых входила и княжеская квартира. В них, ко всему прочему, была ванная комната и водяное отопление. Из отделки в квартире выделялись лепнина, камины, расписные потолки, позолота.

В апартаментах проживала петербургская знать, сенаторы, генералы. Квартиры без удобств и декоративных излишеств занимали верхние этажи. В них и в дворовых флигелях селились студенты, писатели, чиновники низших рангов.

Семья Мурузи жила на 2 этаже в 26-комнатной квартире. В господскую парадную вела белая мраморная лестница. Сам зал был стилизован под дворик мавританского дворца: его свод поддерживали 24 тонкие ажурные колонны, а посередине бил фонтан. В восточном стиле оформили другие комнаты и общественную курильню.

На первом этаже размещались французская парикмахерская и 6 магазинов, в которых продавались товары для респектабельных жильцов: вино, табак, чай, кондитерские изделия, свежие цветы.

В XX веке доходный дом Мурузи стал одним из очагов культурной жизни города. Здесь почти 24 года проживала чета идеологов русского символизма – Дмитрия Мережковского и Зинаиды Гиппиус. В своем салоне они проводили литературные вечера, посетителями которых являлись Блок, Белый, Розанов, Брюсов и другие известные литераторы.

Соседом Мережковских был поэт Владимир Пяст. В доме Мурузи его матери принадлежала частная библиотека, в стенах которой долгое время собирались участники объединения «Цех поэтов».

В 20-х годах XX века в одной из комнат Корней Чуковский организовал студию молодых переводчиков, курируемую издательством «Всемирная литература». На литературных собраниях бывали Горький, Блок, Зощенко и др. В это же время Николай Гумилев здесь открыл свою студию.

После войны в этом доме 23 года с семьей жил Иосиф Бродский, а современный писатель Даниил Гранин провел в нем свое детство.

— Литейный пр. 24