Найти в Дзене
МИР ИСТОРИИ - WOH

Судьба японского разведчика в Перл-Харбор

Оглавление

В 1936 году молодой японский офицер Такео Есикава в последний раз надел форму летчика морской авиации, которым он, по сути, так и не успел стать. Его демобилизовали из армии в 22 года по здоровью. Это был удар. Так позорно рушилась его мечта. К тому же отец был полицейским и мечтал видеть сына военным. Такео испытал ужасное психическое расстройство.

Но он не знал, что его жизненный путь, как и путь перспективных офицеров японской армии, находится под постоянным контролем спецслужб. Спустя некоторое время после списания в запас, его пригласили в одно из секретных ведомств и предложили скромную роль государственного служащего.

Тадаси Моримура
Тадаси Моримура

Ведомство это занималось военными разведывательными операциями, и поручило Есикаве основательно изучать всю информацию, связанную с американскими военно-морскими базами в Тихом океане и американским военно-морским флотом. Четыре года лейтенант запаса вплотную серьезно изучал справочники, нормативные документы, мнения экспертов, воспоминания адмиралов. Ему был обеспечен доступ к самым секретным архивам и текущей секретной информации. Досконально проштудировав техническую литературу, он выучил характеристики и очертания всех кораблей ВМФ США и американских самолетов. Параллельно он изучил английский язык. После проверки его уровня подготовки и приема экзаменов разведывательное ведомство выдало ему документы прикрытия на имя Тадаси Моримура, и направило на работу в министерство иностранных дел.

В маске консула

В возрасте 29 лет Тадаси Моримура занял должность секретаря в консульстве Японии. Консульство располагалось на одном из Гавайских островов в городе Гонолулу.

Неподалеку от Гонолулу, в гавани Перл-Харбор находилась крупнейшая американская военно-морская база с одноименным названием. Она и была основной целью прибытия Моримуры в консульство. Ему была поставлена задача, наблюдение за этой базой и сбор сведений о ней.

Вскоре после прибытия, вице-консул Моримура, как в свое время каждый сотрудник консульства, начал разрабатываться американской контрразведкой. Для осуществления постоянного контроля за разрабатываемыми, привлекалась и гавайская полиция.

В условиях постоянной слежки самым лучшим вариантом для осуществления своей цели Моримура избрал занятие туризмом. Он принимал туристов с зашедшего в гавань японского корабля и сопровождал по всему острову, совершал с ними обзорный облет, выходил в море на туристических и рыбацких лодках. Таким образом, он с разных ракурсов видел и остров, и гавань с расположенной в ней базой.

-2

В целях конспирации Моримура при совершении поездок по острову часто менял такси и одежду. Фотоаппаратом он не пользовался, боясь быть пойманным с поличным. Оружием разведчика были карандаш, попутно со своими основными функциями выполняющий роль дальномера-нивелира, и блокнот. Собранные за день сведения он дома переносил на карту.

Лучше всего за базой можно было наблюдать из построенного в горах чайного домика. Со временем он стал самым любимым ресторанным заведением консула-разведчика. Он часто пропадал там. Иногда, умышленно «напившись», он вынуждал хозяев оставлять его спать в ресторане, а сам утром наблюдал за передвижениями американского флота. Один раз, ему посчастливилось даже увидеть военно-морские учения и запомнить построение кораблей на случай боевой готовности.

Разведданные, требующие немедленного реагирования, Моримура передавал посредством шифротелеграмм, код которых американцам расшифровать, так и не удалось.

Осадки с востока, атака с запада

Наиболее подробную секретную информацию о готовности американского флота к боевым действиям, Моримура передал фактически из рук в руки японским специалистам, прибывшим 1 ноября 1941 года на остров Оаху под легендой членов экипажа туристического лайнера. Очная встреча их, в целях конспирации, так и не состоялась, поскольку одним запретили выходить на берег, а другому запретили подниматься на корабль. Но цель их визита была достигнута, исчерпывающие сведения и изготовленную разведчиком карту они получили.

Подобная карта будет позже обнаружена американцами в одной из 5 погибших подлодок атаковавших Перл-Харбор.

После анализа полученной подробной информации о базе Перл-Харбор и ее военном потенциале, командование японским флотом планирует нанести по ней удар 7 декабря, и тем самым вступить в войну против стран антигитлеровской коалиции.

-3

-4

Дабы обезопасить представителей консульства от последствий удара и не дать возможности американцам уличить их в шпионской деятельности, по радио прозвучало заранее оговоренное кодовое оповещение: «восточный ветер, дождь, восточный ветер, дождь».

Масштабы операции по уничтожению военно–морской базы можно назвать беспримерными, итоги для американцев на тот момент казались ужасающими.

Разница в потерях составляла десятки раз, и была не в пользу США. По живой силе – в 44 раза, по самолетам - в 12 раз, по флоту - не поддаются сравнению, поскольку Япония потеряла только пять сверхмалых подводных лодок, в отличие от потерь американского флота: линкоры, эсминцы, крейсера.

-5

Предательство родины

Благодаря кодовому оповещению по радио консульские служащие успели уничтожить все компрометирующие их материалы. Под арестом их держали недолго, поскольку доказательств их антиамериканской деятельности выявлено не было. После того, как их обменяли на американских военнопленных, Моримура вернулся домой.

Там он уже под своим родным именем Такео Есикава продолжил работу разведчика, которая закончилась в 1945 году вместе с капитуляцией Японии.

В начале американской оккупации Есикава ушел в буддийский храм и скрывался в нем от американского возмездия 5 лет.

Еще через пять лет он открыл свое кондитерское дело.

Такео Есикава, 5 декабря 1964 года.
Такео Есикава, 5 декабря 1964 года.

А еще через пять лет, после того, как он поведал свою историю американскому журналу, он стал изгоем в родном государстве. Бывшие еще вчера приветливыми земляки перестали замечать кондитера–разведчика втянувшего их в эту страшную войну. Более того, ему пытались поставить в вину американские ядерные бомбардировки.

Даже представители разведывательного ведомства отказались от того, что когда то сотрудничали с ним.

Такео Есикава, бывший разведчик, принимавший пусть тайное, но важнейшее участие в одной из самых крупных побед Императорской армии, был морально уничтожен родиной, которой он служил верой и правдой.

Так и не дождавшись признания, он спился и умер в нищете в 1993 году, в доме для престарелых людей.

Переоценка результатов

В послевоенное время произошла переоценка итогов налета японской авиации на американский флот в декабре 1941 года, и как следствие переоценка результатов потерь. Хотя президент США Рузвельт и назвал день атаки, «днем позора Америки», многие современные военные специалисты теми же словами оценивают действия японской разведки.

Они считают, что при уничтожении вообще не пострадавших при атаке: американских авианосцев, подводных лодок, штаба флота, нефтяных хранилищ, ремонтных помещений, различного рода инженерных сооружений, ущерб для американцев был бы более ощутимым.

А примени японцы иную тактику при налете авиации, она могла бы принести более значительный урон американской авиации.

Кроме того, американцам удалось вернуть в строй до окончания войны почти все поврежденные корабли.

Потому оценивая деятельность японской разведки, и в частности Такео Есикавы, нельзя говорить однозначно об их ошибках и провалах или успехах и победах. Они выполняли задание руководства, концентрируя свое внимание на объекты указанные в нем. Командование по итогам этого задания приняло решение, которое привело к существующим результатам.

Кто был более не прав: военные разведчики, или военные стратеги судить истории.

Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк ( 👍 - палец вверх), делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас .