(с 1994) Серия научно-фантастических видеоигр Уоррена Спектора с ощутимым налётом киберпанка. По совместительству – дедушка Deus Ex и Bioshock.
Первая часть вышла в далёком 1994 году. Нельзя сказать, что она блистала красотой, но не сильно уступала вышедшему за год до этого Doom. По крайней мере в том, что касается графики. Во всём остальном игра была на пару голов выше культового шутера – там была и возможность смотреть во всех проекциях, и взаимодействие с окружением было куда более тесным, а главное, игра удачно совмещала в себе элементы стрелялки и PRG.
История вращалась вокруг хакера, которого обманом заставили отключить искусственный интеллект SHODAN на большой орбитальной станции. Что-то пошло не так, герой впал в кому и через полгода очнулся на станции, которой уже заправляла лишённая ограничений SHODAN. Конечно же, нам предстояло восстановить справедливость и одолеть врага.
Игра и по сей день удивляет некоторыми особенностями: например, игрок мог настроить интерфейс под себя. Сюжет в System Shock подавался через электронную почту и случайные записи, которые вы могли найти на станции – позже такой метод Уоррен Спектор использует и в серии Bioshock. А уж какое там было киберпространство! Уильям Гибсон остался бы доволен. А может, и остался – мастер киберпанка своими впечатлениями от игры не делился (может, он и не играл вовсе). А ещё там была целая куча оружия и всякие улучшения для игрока.
В 1999 году вышло продолжение, System Shock 2. Визуально игра продвинулась далеко вперёд, хотя и проигрывала многим другим одногодкам в графике. В отличие от первой части, игрок мог самостоятельно создать персонажа – как минимум, определить его предысторию. Действие разворачивалось почти через 50 лет после событий первой части, а антураж шагнул в сторону от киберпанка к классической научной фантастике – однако же враждебные искусственные интеллекты никуда не делись. В конечном итоге игра собрала все мыслимые и немыслимые награды, получила высочайшие оценки и похоронила серию. Сообщалось о разработке третьей части, однако никакой информации о ней так и не появилось. В 2018 году должен был выйти ремейк первой части, но разработка была заморожена. Кажется, кто-то всеми силами пытается не допустить возвращения SHODAN в наш мир.
Автор: Денис Божинский