Найти в Дзене

Тест для оценки уровня развития внимания детей 5-9 лет

Уровень внимания ребенка помогают определить задания, где нужно отыскать отличия. Для этого используют два почти одинаковых изображения. Сюжет может быть разнообразный. Начиная от персонажей мультфильмов, сказок и заканчивая простым рисованным пейзажем.

При первом рассмотрении изображений должно казаться, что картинки идентичны. Однако при более внимательном рассмотрении становятся заметны различия.

К примеру, некоторые детали могут отличаться по цвету, возможно, отсутствие некоторых предметов, изменен задний фон и т. д. Количество отличий разнится в зависимости от уровня сложности теста. Самый распространенный вариант – 10 отличий.

Как определять результаты?

Ребенок нашел 9 или 10 отличий – это отличный результат. От 6 до 8 – средний. 5 и меньше – признак недостаточно развитого внимания. Следует как можно чаще выполнять упражнения для наблюдательности, а лучше каждый день.

Тестируем внимание ребенка

«Запоминай и расставляй точки»

Для проведения этого теста используйте картинку, приведенную ниже.

-2

Предварительно разрежьте изображение с точками на восемь квадратов. Далее, необходимо сложить полученные квадраты в стопку так, чтобы вверху был квадрат с двумя точками, а с девятью внизу. Соответственно между ними остальные складываются по мере возрастания кол-ва точек.

Прежде чем приступить к самому тесту, зачитайте ребенку инструкцию:

«Давай поиграем в игру на внимательность. Сейчас я покажу тебе поочередно карточки, с изображением точек. А твоя задача потом эти точки нарисовать в пустых клеточках там, где ты их увидел».

Последовательно показывайте малышу карточки (с точками сверху вниз), задерживая каждую из них на пару секунд. После демонстрации каждой карточки дайте ребенку 15 секунд на воспроизведение увиденного на своем листочке.

Подсчитываем результаты.

Выберите карточку, где ребенку удалось воспроизвести максимальное количество точек безошибочно.

6 и более точек – Отличный результат.

4–5 точек – Хороший результат.

3–4 точки – Средний результат.

2–3 точки – Низкий результат.

0–1 точка – Очень низкий результат.

Тестируем распределение и переключение внимания

«Проставляем значки»

-3

Объясните ребенку в чем заключается суть задания: в каждом ромбике, квадрате, треугольнике или кружочке необходимо нарисовать тот значок, который указан вверху образца (точка, галочка, черта, плюсик).

На выполнение этого задания у ребенка уходит примерно две минуты. Показатель распределения и переключения внимания рассчитываем по формуле:

А = 0,5?−2,8?120

А в данной формуле это показатель внимания, его переключения и распределения;

B количество увиденных и отмеченных знаками фигур;

N неправильно проставленные или пропущенные знаки.

Подсчитываем результаты

Очень высокий уровень: показатель А больше чем 1,00.

Высокий: А от 0,75 до 1,00.

Средний: А от 0,50 до 0,75.

Низкий: А от 0,25 до 0,50.

Очень низкий: А 0,00 до 0,25.

Тестируем производительность внимания и его выносливость

«Отыскать и вычеркнуть»

-4

Продемонстрируйте ребенку картинку, приведенную выше, и объясните задание: «У меня есть картинки. На них рисунки того, что тебе хорошо знакомо. Когда услышишь от меня команду «начинай», то станешь по строчкам отыскивать и вычеркивать только те предметы, которые я скажу. Ты будешь искать и вычеркивать пока я не произнесу команду «стоп». Ты остановишься и покажешь мне предмет, на котором ты остановил свои поиски. Я обведу это место, и мы продолжим игру по команде «начинай». Так мы будем играть несколько раз, пока я не скажу команду «конец игры». На этом мы закончим».

Общая продолжительность этой игры составляет две с половиной минуты. Каждые тридцать секунд родитель командует «стоп» и «начинай».

Усложненный вариант игры предусматривает поиск ребенком и вычеркивание разными способами двух различных предметов. К примеру, домик – волнистой линией, а звезду прямой. Родитель сам определяет, что и какой линией вычеркивается.

Подсчитываем результаты.

Для начала следует определить общее количество предметов, которые малыш успел увидеть за весь период задания (2,5 минуты). Далее, определяем каждый интервальный результат (30 секунд задания). Данные, которые получились применяем к формуле, которая покажет общий показатель уровня развития внимания малыша, а именно два его свойства: производительность и выносливость.

А=0,5В−2,8с?

По формуле А – показатель производительности внимания и его выносливость;

В – общее число предметов за все время задания (2,5 минуты);

t – время;

с – кол-во допущенных ошибок. В них входят нужные пропущенные или ненужные вычеркнутые предметы.

В результате есть 6 показателей. Один из которых для общего времени, другие для интервалов. 150 и 30 это значения, которые будет принимать переменная t.

Получаем график, благодаря которому можно оценивать динамику перемены во времени выносливости и производительности внимания малыша.

Показатели выносливости и производительности по отдельности переводятся в баллы по десятибалльной шкале:

* Показатель А выше 1,25 – 10 баллов;

* А от 1,00 до 1,25 – 8–9 баллов;

* А от 0,75 до 1,00 – 6–7 баллов;

* А от 0,50 до 0,75 – 4–5 балла;

* А от 0,24 до 0,50 – 2–3 балла;

* А от 0,00 до 0,2 – 0–1 балл.

График показывает типичные кривые и разные зоны производительности, кои можно получить в результате применения тестирования.

Интерпретация кривых:

Кривая №1. Высокий уровень производительности и выносливости внимания.

Кривая №2. Низкий уровень производительного, однако, при этом выносливого внимания.

Кривая №3. Средний уровень как производительного, так и выносливого внимания.

Кривая №4. Средний уровень производительного, однако, при этом невыносливого внимания.

Кривая №5. Средний производительный уровень, крайне невыносливое внимание.

Подсчитываем результаты выносливости внимания (баллы):

* 10 баллов — график похож формой на Кривую №1. Все точки находятся в пределах одной зоны.

* 8—9 баллов — Схожесть с Кривой №2. Все точки находятся в пределах двух зон.

* 6—7 баллов — График похож на Кривую №3. Все точки в трех зонах.

* 4—5 баллов — График похож на Кривую №4. Все точки в четырех зонах.

* 3 балла — График похож на Кривую №5. Все точки в пяти зонах.

Подведение итогов и результаты тестирования:

* 10 б. — очень высокий показатель.

* 8—9 б. — высокие показатели.

* 4—7 б. — средние показатели.

* 2—3 б. — низкие показатели.

* 0—1 б. — очень низкие показатели.

-5