Скорость звука в воздухе на высоте 11 километров - 1062 км/час.
(Википедия)
Конец Второй мировой войны ознаменовался первым боевым применением нового вида авиации - реактивных самолётов. Несмотря на "детские болезни", без которых не обходится ни одна инновационная конструкция, немецкие Messerschmitt Me.262 "Schwalbe", Messerschmitt Ме.163 "Komet" и Heinkel He.162 "Salamander" изрядно помотали нервы союзникам. В особенности это коснулось ВВС США, чьи бомбардировочные эскадрильи, состоящие из Boeing B-17 Flying Fortress, были основной целью первых немецких реактивных истребителей. Всё это в совокупности с чётким осознанием того факта, что винтовые истребители достигли потолка своих технических возможностей, привело к тому, что перед авиаконструкторами США были поставлены задачи по разработке реактивных и турбореактивных самолётов. Одной из исследовательских программ и стала программа MX-524, целью которой было проектирование летательного аппарата, способного преодолеть звуковой барьер.
Разработка программы MX-524 началась в 1943 году. Вместе с Национальным консультативным комитетом по воздухоплаванию (NACA, не путать с NASA) участие в ней приняли компания Bell Aircraft и ВВС США. Первоначально лётчики-испытатели NACA отнеслись к проекту весьма скептически - уж больно новой и неизведанной была эта область самолётостроения. Но к 1946 году после ряда исследований под руководством известного специалиста в области аэродинамики Роберт Стенли и благодаря использованию материалов по реактивной авиации, изъятых у побеждённой Германии, была завершена постройка первого экземпляра экспериментального самолёта Х-1. Он получил обозначение XS-1 (Experimental Supersonic-1)
К моменту завершения строительства первого Bell X-1, двигатели для него были ещё не готовы. Инженеры хотели сэкономить время, поэтому было решено проводить аэродинамические испытания планера, запуская новый самолёт с "родительского". В качестве самолёта-носителя был выбран четырёхмоторный бомбардировщик Boeing B-29 Superfortress. После ряда доработок и расширения бомбового люка для подвешивания Bell X-1 начались полётные испытания - B-29 поднимал X-1 на нужную высоту, самолёт покидал объятия бомболюка и планировал. Это позволило конструкторам собрать очень ценную информацию перед началом полётов с реактивным двигателем.
После серии успешных планирующих полётов и установки двигателя Reaction Motors XLR11 настало время для покорения главной цели - звукового барьера. Лётчиком-испытателем был назначен известный ас Второй Мировой войны Чарльз "Чак" Йегер. Капитан Йегер решил продолжить традицию и дал своему экземпляру Bell X-1 собственное имя, которое носил и его боевой North American P-51 Mustang - Glamorous Glennis (Гламурная Гленнис, по имени своей жены). 14 октября 1947 года стало историческим днём для всей авиации. Ракетоплан Bell X-1 под управлением Чарльза Йегера достиг сверхзвуковой скорости - 1066 км/час. Звуковой барьер пал!
Из соображений секретности об установлении нового рекорда скорости и открытии новой страницы в истории авиации было объявлено только через 8 месяцев. Bell X-1 Glamorous Glennis налетал ещё около 80 испытательных полётов, включая полностью самостоятельный, без помощи самолёта-носителя, и был передан в музей Смитсоновского института, где его можно наблюдать и поныне. Программа MX-524 же на этом не закрылось - было построено ещё 2 экземпляра Х-1 и несколько модификаций изменённой конструкции. Результаты, полученные в ходе испытаний по преодолению звукового барьера, трудно переоценить. Они открыли дорогу появлению сверхзвуковых военных, а затем и гражданских самолётов. Впрочем, это уже совсем другая история.
Спасибо за внимание!
Подписывайтесь на канал Основной аэродром и будете самыми первыми получать интересные статьи из мира авиационной истории в своей ленте Дзен 🛫