Найти тему
Советская авиация

Центральный музей железнодорожного транспорта

Центральный музей железнодорожного транспорта — один из старейших в мире технических музеев. Он был основан в 1813 году как «особый зал» для хранения моделей при Институте корпуса инженеров путей сообщения. Активное пополнение коллекции началось вместе с развитием железнодорожного транспорта в Западной Европе и Америке. В 1859 году был издан специальный указ, согласно которому все учреждения, занимающиеся строительством в России, обязаны были присылать в институт модели и чертежи построенных сооружений: транспортных объектов, мостов, административных зданий, памятников и соборов. В 1862 году музей открылся для публики. В 1901-1902 годах для него было построено новое здание в Юсуповском саду. Музей пережил революцию, но чуть не погиб от бесхозяйственности в начале 1930-х годов. Во время войны его коллекции эвакуировались в Новосибирск.

В настоящее время в фондах музея более 60 тысяч единиц хранения: альбомы, чертежи, фотографии, книги, более 300 моделей локомотивов и вагонов. 11 залов залов насыщены статическими и динамическими моделями и макетами. Несмотря на это, музей остаётся малоизвестным, лишь немногие приезжающие в Петербург туристы знают о его существовании.

На парадной лестнице посетителей встречает огромная карта железных дорог СССР.

Под ней находятся компактные диорамы, показывающие эволюцию пассажирских и грузовых станций.

Первый зал посвящён зарождению железных дорог в мире и в Российской империи. В центре — бюст Франца Герстнера, построившего Царскосельскую железную дорогу.

Первые отечественные железнодорожные билеты.

Второй зал посвящён мостостроению.

Здесь представлены макеты самых различных мостовых сооружений.

Модель Краснолужского моста на МОЖД. Сейчас этот мост перенесён на новое место и превращён в пешеходный.

Срез лиственницы, спиленной при прокладке Транссиба.

В третьем зале можно увидеть макеты вагонов и паровозов царских времён, а также подлинные образцы первых в России аппаратов связи.

Первая, механическая автоматизация стрелок и семафоров.

Разрез товарного паровоза, выполненный в московских мастерских Московско-Брестской железной дороги.

Уникальная, полностью деревянная модель.

Макеты пассажирских вагонов Транссибирского экспресса.

Купейный вагон.

Вагон-ресторан (точнее, вагон-салон).

Вагон третьего класса, с деревянными полками. Интересно, что верхние полки раскладывались и соединялись в одну. На них переселенцы забирались втроём-вчетвером и лежали вместе с перевозимой домашней скотиной. Так было теплее.

Буквопечатающий телеграфный аппарат Юза с гиревым приводом фирмы «Сименс и Гальске», Петербург, 1870-1880-е годы.

Небольшой зал № 5 посвящён войне.

Немецкий путеразрушитель системы «крюк». За время войны было разрушено 65 тысяч километров железнодорожных путей, более 13 тысяч искусственных сооружений, более 4 тысяч станций. Новые линии прокладывали со скоростью 16 км за день. Восстановлено было 115 тысяч километров железных дорог (некоторые дороги восстанавливались по два-три раза).

Шестой зал посвящён строительству железных дорог и путевым строительным машинам. Фрагменты полотна, демонстрирующие крепёж рельсов и конструкцию стыков.

Модель путеукладочного крана УК25/21 системы В.И. Платонова.

Многое из этого сделано руками студентов-инженеров.

Макет балластировочной машины Б-5. Машина была отмечена 1-й премией Гран-при на Всемирной выставке в Париже.

Электрический роторный снегоочиститель ЭСО-3 (БРС).

В зале № 8 представлена обширная коллекция моделей вагонов. Восьмиосная цистерна модели 15-880 для перевозки светлых нефтепродуктов (бензина и пр.).

Двадцатиосный (!) транспортёр.

На стенах залов висят тематические картины.

Модель, демонстрирующая принцип работы движителя паровоза Л.

Гордость музея — коллекция локомотивов в зале № 7.

Здесь представлены модели наиболее распространенных и интересных локомотивов.

Маневровый тепловоз ТЭМ2-003.

Двухсекционный грузовой электровоз ВЛ80-001.

Электропоезд ЭР10-001.

В зале «вагоностроение» кроме уже упомянутых вагонов представлены макеты так и не реализованных проектов. Например, аэропоезд инженера С.С. Вальднера и шаропоезд инженера Н.Г. Ярмольчука

Также в зале представлен макет секции мягкого 16-местного вагона 15сб Егоровского завода. Он экспонировался на Всесоюзной промышленной выставке и получил диплом 1-ой степени. Макет служил для отработки конструкции купе повышенной комфортности и был сделан в начале 1950-х годов, перед серийным выпуском этих вагонов. За дверью слева имеется туалет и душ.

Макет опытного двухэтажного вагона с куполом для обозрения местности. Построен Ленинградским заводом имени Егорова в 1965 году.

Такой могла бы стать новая, скоростная трасса Москва — Санкт-Петербург, но у нас пошли по самому простому пути, использовав старую Николаевскую трассу.

Наконец, самые интересные экспонаты музея. Действующий макет сортировочной горки создан в 1935 году, одновременно с первой в СССР горкой.

Прототипом макета послужила станция Красный Лиман Донецкой ж.д. с первой механизированной горкой в стране, введённая в эксплуатацию в 1934 году. Работой горки управляет экскурсовод.

Как это работает в живую, можно посмотреть на видео:

А вот модель устройств, затормаживающих вагоны при сходе с горки.

Весь последний зал занимает один экспонат — макет электрифицированного участка железной дороги. Он демонстрирует работу автоматики, регулирующей движение поездов.

Макет управляется подлинными пультами. Здесь представлены пульты ДЦ (диспетчерской централизации), МРЦ (маршрутно-релейной централизации), ЭЦ (электрической централизации) и МКУ (маршрутно-ключевого управления).

По макету, следуя указаниям автоматики, может ездить трёхвагонная электричка ЭР2 в масштабе 1:50.

Длина пути макета — 43 метра.

На нём расположено четыре станции.

Макет создан в 1930-е годы, но до сих пор работает и демонстрируется на каждой экскурсии.

На этом обзор музея можно считать законченным. Напоследок стоит упомянуть о том, что во дворе имеется небольшая открытая экспозиция, но сюда посетители обычно не доходят.