В погоне за клиентами автомобильные корпорации все чаще расширяют модельные ряды за счет более доступных моделей. Не остаются в стороне и производители спортивных машин. По слухам, спорткары начального уровня разрабатываются многими компаниями, в том числе Ferrari, о чем негодуют фанаты марки по всему свету. В прочем, подобная идея возникала и у самого Энцо Феррари, великого и ужасного основателя бренда Ferrari. В 1959 году он объявил о создании 4-х цилиндрового двигателя объемом 850 кубиков, для воплощения идеи «маленькой» Ferrari.
Первый прототип Ferrarina (так прозвали компактное детище Феррари) подготовило ателье Pininfarina, но в итоге в производство пошел другой кузов, разработанный к 1961 году дизайнером Bertone Джорджетто Джуджаро. Главным инженером проекта был один из ведущих конструктор Ferrari Джотто Биззарини, впоследствии основавший собственную компанию по производству конкурентов Ferrari.
Автомобиль напоминал своим дизайном автомобили Ferrari и получил много хвалебных отзывов на автосалоне в Турине 1961 года, но у Ferrari не было возможности запустить в производство новый автомобиль, да и сам Энцо Феррари уже потерял интерес к проекту. После долгих поисков и переговоров (обладатель скверного характера Энцо Феррари был тем ещё переговорщиком!), права на автомобиль передали компании Autocostruzione Societa per Azione, сокращенно ASA, объединяющей несколько бывших гонщиков и инженеров.
Производство ASA 1000 GT началось только в 1963 году. Автомобиль оснащался 4-х цилиндровым двигателем объемом 1 л., мощностью 97 л.с. При весе в 780 кг, этого было достаточно, чтобы развивать максимальную скорость в 180 км/ч. Благодаря тому, что кузов доводили в аэродинамической трубе, расход топлива в режиме туристических поездок составлял не более 9,5 литров. Прогрессивная конструкция подвесок обеспечивала отличную управляемость. Тормоза внушали уверенность, а 4-х ступенчатая механическая коробка передач радовала четкостью переключений.
ASA 1000 GT собирали по одной штуке в неделю и продавали через дилерскую сеть Ferrari. Несмотря на симпатичный кузов и великолепную техническую начинку, реализовывать ASA было не легко. Ресурсы ASA не позволяли наладить производство достаточного количества автомобилей для снижения цены, что при жесткой конкуренции со стороны Alfa Romeo, Lancia и других производителей уничтожало спрос на «маленькую» Ferrari. Первоначально предполагалось продавать ASA 1000 GT за 3 000 $, но к 1964 году цена подросла до 6 000 $ (при том, что за 4 500 $ в США можно было купить Корвет…).
Не помогала ни массированная реклама, ни участие в гонках — спрос на ASA 1000 GT был исчезающе мал. Произвести удалось примерно 80 купе и 10 спайдеров, из них в США отправились 32 автомобиля.
На сегодняшний день сохранилось не много ASA 1000 GT, и они пользуются большим спросом у коллекционеров, особенно у поклонников Ferrari. Хорошо сохранившиеся, либо отреставрированные экземпляры стоят от 150 000 $ и цена на них непременно будет расти.