На следующий день мы поехали осматривать окрестности Бахчисарая. Нас заинтересовал средневековый город-крепость Чуфут-Кале, расположенный в 2,5 км от него. Название крепости переводится с крымскотатарского языка как "еврейская крепость", что, скорее всего, связано с проживавшими здесь в средние века общинами караимов.
Я люблю гулять по пещерным городам. Мне интересно заглядывать в бывшие "квартиры", и представлять, как был устроен быт жителей пещер. Ходить по внутренним лабиринтам и удивляться, что все это создано человеком практически вручную. В Турции я восхищалась удивительными пещерными городами Каппадокии, в Грузии - уникальным, образованным в 1 тысячелетии до н.э. Уплисцихе. Теперь в копилке впечатлений есть крымский Чухут-Кале.
По дороге в пещерный город можно осмотреть действующий Свято-Успенский мужской монастырь.
Мы прошли мимо ворот монастыря и пошли дальше.
Место пользуется большой популярностью и туристов, а им обязательно нужны сувениры. Вот, например, старинные монеты.
Указатель предлагает несколько вариантов дальнейшего развития событий, но мы подумали, что на железнодорожный вокзал еще рановато :) Пойдем гулять по пещерному городу.
Точно неизвестно, когда началась история пещерного города. Одни историки утверждают, что укрепление возникло уже в VI веке, другие - уверенно указывают на XI век. Есть доказательства, что уже 7 тысяч лет назад здесь жили люди. Первобытным людям этот горный массив, возвышающийся над тремя долинами, служил надежным убежищем в случае нападения врагов.
Вход в город и начало экскурсии осуществляется через Малые (южные) ворота. Они были построены в 14 веке из дубовых брусьев и обиты железом спустя два века. Ворота скрываются в скале, и незаметны при подъёме по сохранившейся каменной дороге.
Снизу открывается вид на караимские кенасы XVI—XVIII вв. Они я расскажу позже, когда мы подойдем поближе.
К караимским кенассам ведет дорога наверх. На этой старинной дороге сохранились следы повозок в виде глубокой колеи, оставленной деревянными колёсами.
Кенассы - это караимские молельные дома. Красивые прямоугольные здания с двускатными крышами окружены открытой террасой с каменными приземистыми колоннами, между которыми перекинуты арки. Возле стен установлены скамьи с нишами внизу. На этой террасе собирались верующие в ожидании службы; выборные старшины вершили здесь суд над нарушителями нравственных предписаний общины Чуфут-Кале.
На территории Старого города расположен красивый мавзолей Джаныке-Ханым. В нем похоронена дочь золотоордынского хана Токтамыша, умершая 1437 году.
С этим именем связана грустная романтическая легенда. Хан Тохтамыш жил за крепкими стенами Кыркора и голоса-то никогда не повышал, однако люди даже шепота его боялись. Не знало каменное сердце хана ни любви, ни жалости. Только прибилась как-то к его гарему девочка-сиротка по имени Джаныке. По всему видно, пришлась малютка по душе старому Тохтамышу, да годами еще не вышла: в жены брать еще рано было, так назвал он ее дочерью своей, чтоб людей не смущать. Но жила в груди у Джаныке беспокойная птица, которая часто билась в ней, как в клетке, стремясь наружу. Только не птица то была, а болезнь страшная, и никто об этом не знал.
Пришла беда, злые враги осадили город. Недели шли за неделями, в Кыркоре иссякли почти все запасы воды, люди стали умирать от жажды, но неприятель не отступал. Упорствовал и хан, державший на замке крепостные ворота.
Дочь Тохтамыша об этом ужасном горе ничего не знала, только удивлялась, почему так тихо за стенами гарема, даже собаки не лают? Но няньки ее только плечами пожимали, рассказать боялись. Пробрался как-то в гарем пастушок Али, поведал девушке обо всем, что происходит, и доверил тайну, что знает место, где в пещере есть источник, но пролезть туда сможет только тонкая, как свеча, Джаныке.
Всю ночь она доставала воду из узкой пещеры, а Али таскал ее к городскому водоему. На утро люди глазам своим не поверили — колодец на площади был полон спасительной жидкости, а рядом с ним лежала мертвая девушка и пастушок Али плакал над юной спасительницей Кыркора. Не выдержало больное сердце Джаныке, выпорхнула из клетки беспокойная птица, унеся с собой последний вздох своей хозяйки.
За мавзолеем неожиданно оказалась смотровая площадка с потрясающим видом на долину Биюк Ашлама и гору Беш-Кош.
К середине XIX века в Чуфут-Кале было 300 домов и 1,6 тысячи жителей. После вхождения Крыма в состав Российской империи ограничения на проживание караимов и крымчаков были отменены, и они стали покидать крепость и переселяться в другие крымские города. К концу XIX века Чуфут-Кале был полностью покинут жителями. В крепости осталась жить лишь семья смотрителя.
С октября 2015 года Крепость и пещерный город Чуфут-Кале являются объектом культурного наследия федерального значения.
Хочу сказать, что наша прогулка по "мертвому" городу сопровождалась интересным рассказом экскурсовода, и это было очень кстати. Потому что камни сами про себя ничего не расскажут :)
Мы снова вернулись к Свято-Успенскому мужскому монастырю.
На этом наша прогулка по интересному пещерному городу завершилась и мы поехали дальше красивыми дорогами Крыма. Впереди еще много удивительного!