Для человека, который не посвящён в тонкости современных наушников объект, расположенный на фотографии выше напоминает всё, что угодно, только не наушники. С непривычки их можно принять за внеземную форму жизни, искусственную почку или даже за изощрённый микропроцессор.
Ввиду того, что в рамках нашего сайта столь специфичные наушники появляются впервые, то я проведу небольшой экскурс в историю, дабы пояснить, кто, когда и зачем изобрёл такие наушники, которые принято называть «кастомными».
Историческая справка
Как гласит «Википедия», в 1995 году во время турне Balance группы Van Halen, один из её участников пожаловался звукоинженеру Джерри Харви на слишком громкий звук. Звук травмировал слух музыкантов, и они с трудом могли слышать друг друга. Джерри начал искать решение этой проблемы; в Японии он нашёл высокочастотный излучатель для будущей системы мониторинга, а в США низкочастотные излучатели фирмы Knowles, применяющиеся в кардиостимуляторах. Получившаяся система передавала сигнал с микшерного пульта посредством беспроводного передатчика. Излучатели помещались в корпус, созданный по слепку уха музыканта, что способствовало высокому уровню шумоизоляции.
Именно этот момент принято считать некой отправной точкой в развитии ушных мониторов, изготавливаемых по слепку ушного канала. Для краткости ушные мониторы, изготавливаемые по слепку уха, проще называть кастомными наушниками.
Помимо работы звукоинженером у множества рок-групп Джерри Харви так же является основателем фирмы Ultimate Ears, успел поработать в лаборатории Westone, помочь компании Shure с разработкой таких моделей, как E1 и E5, и основать фирму JH Audio, которая полностью специализируется на производстве «кастомных» наушников.
Но в этом обзоре речь пойдёт не о заслугах Джерри Харви. Данная преамбула была лишь нужна для того, чтобы представить главный объект сегодняшней статьи — кастомные наушники украинской лаборатории Ambient Acoustics, которая является пионером в области изготовления кастомных ушных мониторов на территории СНГ. И речь здесь идёт именно о самостоятельном производстве, а не простой сборке уже готовых компонентов в кастомный корпус из акрила, как, например, это делает российско-британская фирма Puretone.
Переходя непосредственно к самим наушникам, отмечу очередную важную деталь: это первые наушники фирмы Ambient Acoustics, которые хоть и можно назвать кастомными, но, тем не менее, имеющие звуководы универсальной формы. Это позволяет самостоятельно подобирать насадки под размер ушного канала. Такие наушники принято для краткости называть универсальными кастомами.
Данная особенность является пожеланием владельца наушников, и его можно понять, ведь при перепродаже мало кому будут нужны кастомы, отформованные под определённую форму ушного канала.
Технические характеристики
Ambient Acoustics AM6-HiRez — полное название модели наушников, которая, как можно догадаться из названия, использует по шесть отдельных излучателей в каждом мониторе: два на диапазон низких частот, один среднечастотный, один высокочастотный излучатель и два для воспроизведения верхней октавы — границы слышимости высоких частот. Все излучатели подключены к четырёхполосному пассивному кроссоверу. Отмечу так же наличие двух раздельных звуководов, по одному из которых передаётся звук от связки высокочастотных излучателей, а по другому от средне и низкочастотных драйверов.
Немало деталей для наушников, не так ли?
Помимо шести излучателей и кроссоверов AM6-HiRez могут похвастаться технологией, «сглаживающей» фазо-частотную характеристику — разности входного и выходного сигнала, которые меняются с определённой периодичностью.
Суть технологии заключается в коррекция электрических параметров кроссоверов и внутренней структуры излучателей, тем самым достигается меньшая зависимость частотного диапазона наушников от источника звука и его выходного сопротивления.
Например, во флагманских моделях наушников JH Audio фирма применяет технологию Freqphase. Для фазовой коррекции в наушниках согласуют временные задержки прихода сигнала между высокочастотными звуководами и средне-низкочастотными звуководами.
Эти две технологии фазовой коррекции тяжело назвать одинаковыми, потому что в одном случае коррекция электрическая, а во втором — акустическая.
Внешний вид и эргономика
Конечно же по итогу размеры AM6-HiRez могут повергнуть в шок неподготовленного человека. Они действительно огромные, начиная с самого корпуса и заканчивая диаметром звуковода. В этом нет ничего удивительного, если учесть крайне плотную упаковку внутри наушников!
Естественно, что столь громоздкие мониторы обладают довольно условным комфортом, но назвать это недостатком очень тяжело. По-моему, вернее будет сказать, что это компромисс, на который пошёл владелец наушников.
Тем не менее носить их можно, разве что придётся очень долго и кропотливо подбирать насадки, подходящиие по размеру.
Безусловно, так же вызывает интерес и кабель наушников, который больше походит на экзотическое ожерелье. Он не комплектный и изготовлен фирмой Hybrid Audio Cable. Изготовлен он из литцендрата, каждая жила которого имеет толщину в 0,04 мм. Всего таких жил используется 175! По заверению владельца наушников кастомный провод добавляет звучаню баса и верхней октавы, а общий тональный балланс становится чуть более «тёплым» и артикулированным. По своему опыту использования кастомного кабеля для Shure Se215 могу только лишь подтвердить всё вышесказанное. Кастомные кабели действительно улучшают звучание.
Для подключения кабеля применяются разъёмы фирмы Ultimate Ears, так что при замене кабеля не возникнет проблем.
Несмотря на потрясающий внешний вид и выдающиеся характеристики, такой толстый и тяжёлый кабель отнюдь не добавляет удобства пользования. Но даже это тяжело назвать недостатком, потому что комплектный кабель не в пример более лёгкий и пластичный, а использовать кастомные кабели — дело сугубо личное и не такое уж и обязательное.
Качество звука
Для описания качества звучания на время обзора мне был предоставлен плеер китайской фирмы FiiO, которая зарекомендовала себя как производитель недорогих усилителей для наушников и ЦАПов с отличным соотношением цены и качества. Плеер FiiO X5 на данный момент является флагманской моделью и обладает множеством интересных технических решений, которые вкупе обеспечивают высокое качество звучания. Боюсь, что подробно описывать всю его начинку нет смысла, благо по данному устройству существует множество детальных обзоров со всеми интересующими техническими подробностями.
Остановлюсь лишь на тех моментах, которые интересовали лично меня.
Может прозвучать странно, но в первую очередь меня интересовал пользовательский интерфейс. Как владельца iPod Touch 5G мне было очень любопытно провести сравнение в первую очередь именно по удобству пользования оболочкой плеера, особенно на фоне таких устройств, как iBasso DX50.
Будучи готовым к нелогичному, медленному и дёрганному интерфейсу, я был удивлен, что он оказался… Обычным! Анимация пунктов меню плавная и отзывчивая, а для понимания логики управляющих кнопок понадобилось чуть больше двух минут. Сканирование новых файлов с карты памяти происходит в течение считанных секунд, навигация по папкам внутри карты памяти быстрая. В целом по эргономике FiiO X5 с честью выстоял перед таким монстром, как iPod.
Во вторую очередь интересовали различия в качестве звучания, и сравнивать X5 я буду с тем же iPod, и для этого я буду сравнивать звучание, ограничившись только лишь Ambient Acoustics AM6-HiRez.
Если сказать коротко и без лишних заумных слов, то разница в качестве звучания между двумя плеерами в связке с AM6-HiRez просто удручающе большая. В пользу, конечно, FiiO X5.
Останавливаясь подробнее на описании качества звука, сразу скажу, что наушники попали на обзор по счастливой случайности и, к сожалению, на преступно малые сроки. Но даже за то небольшое время, что AM6-HiRez пробыли у меня, я могу с уверенностью выделить все ключевые особенности данных наушников.
Отдельно хочется акцентировать внимание на воспроизведении диапазона низких частот. Вместе с FiiO наушники демонстрируют невероятный контроль над воспроизведением баса. Низы очень собранные, невероятно плотные и действительно детальные. Создаётся полное ощущение того, что рядом с ушами стоят два сабвувера. Очень хороших и качественных сабвуфера. Бас действительно качает на полную катушку!
Но главная «магия» наушников заключается в воспроизведении средне и высокочастотного диапазона частот. Дурацкие и клишированные фразы вроде «я оказался в одной комнате с исполнителем» и т.д., безусловно, относятся к Ambient Acoustics AM6-HiRez.
Все тембры воспроизводятся с поразительной достоверностью и точностью. Ни на минуту не возникает ощущения того, что какой-то инструмент звучит не так, как надо. Напротив, слушая множество старых записей, постоянно ловишь себя на мысли, что раньше они ужасно звучали не из-за плохих наушников, а только лишь из-за источника звука. Если сказать точнее, то суть в самой связке «плеер-наушники», но об этом я расскажу чуть позже.
Великолепный одноимённый альбом Metallica наконец-то наполнился энергией, а такие экзотические исполнители, как HORSE the Band перестали восприниматься как какофония из множества звуков. Говоря проще, вовлечение в процесс прослушивания музыки абсолютное и всеобъемлющее, мельчайшие нюансы и детали записи слышны ясно, даже не приходится напрягать слух.
Построение стереопанорамы довольно интересное. Объём «слышится» как в ширину, так и в глубину, но, как мне показалось, её размер небольшой, как будто все инструменты, исполнители и прочие источники звука находятся на расстоянии вытянутой руки. Такой любопытный эффект только лишь усиливает вовлечение в процесс прослушивания музыки и окончательно отрывает от реальности. Вспоминается обзор Hi-End плеера Astell & Kern AK240, в котором автор хотел бы видеть в опциях будильник, чтобы возвращаться к реальности после прослушивания музыки. Теперь и я его понимаю!
А что до сравнения с iPod Touch? Что ж, с ним AM6-HiRez работать будут, даже звук через наушники будет идти. Но сможет ли этот плеер с таким же безупречным контролем воспроизводить абсолютно любую музыку, начиная с хип-хопа и заканчивая струнными квартетами? Нет. Будет ли «рисовать» столь же интимную и объёмную сцену? Нет, наоборот будет возникать ощущение полной разобщённости всех звуков; бас отдельно, середина и верх отдельно. В целом неплохо, но в сравнении с FiiO воспроизведение аудиоматериала очень и очень небрежное. В импровизированную зачётку я ставлю iPod трояк с большим минусом.
Подведение итогов
Что ж, теперь я хочу пояснить, почему в обзоре я акцентировал внимание только на связке FiiO X5 вместе с AM6-HiRez. Очевидно из-за того, что они главные герои этого обзора! Но помимо этих великолепных наушников я подключал к FiiO X5 ещё и другие наушники, которые у меня находятся в пользовании. Среди них оказались Sennheiser HD558, V-Moda Crossfade M-80 и Ultimate Ears UE600. Ни одни из этих наушников даже близко не стоят по качеству звука к Ambient Acoustics AM6-HiRez, но это по итогу оказалось только лишь плюсом. Почему, спросите вы? Потому что именно на примере Ambient Acoustics я понял, насколько фундаментальную роль играет подборка компонентов друг к другу, особенно когда эти компоненты экстра-класса, и насколько малый эффект дают такие подборки, когда хотя бы одно из звеньев аудио-цепи можно назвать «обычными» или «простыми».
На жаргоне аудиофилов связки аудио компонентов, играющие вместе исключительно слаженно и безупречно, принято называть синергичными, идеально дополняющие друг друга.
В случае с плеером FiiO X5 и наушников Ambient Acoustics AM6-HiRez уровень пресловутой синергии высок настолько, что в неё просто невозможно поверить, пока самостоятельно не испытаешь на своих ушах.
Можно ли по итогам обзора смело рекомендовать к приобретению столь специфичную вещь? Безусловно. Особенно если есть лишние 735 долларов на наушники, ещё 30-40 долларов на изготовление слепков ушных каналов и качественный источник звука.
Заявление, конечно, радикальное, согласен. Но всё это из-за того, что AM6-HiRez позволяют услышать музыку совершенно иначе, как раньше никогда не слышали. Разница с «обычными» наушниками будет такой большой, что все сравнения просто не будут иметь смысла.
С тем же успехом можно сравнивать хороший гоночный симулятор с тщательно проработанной физической моделью и настоящий гоночный автомобиль, который самостоятельно пилотируешь по заученной благодаря симулятору трассе. Все повороты и изгибы трассы известны, знаешь с какой скоростью их надо проходить, но уровень вовлечения в процесс освершенной иной.
Наверное это самая близкая аналогия, которую получится привести в пример.
P.S.: огромное спасибо Артёму Санину за предоставленные на тест наушники и плеер!