Начало 1980-х ознаменовалось расцветом хэви-метала. Пока в Европе и США гремели Iron Maiden и Black Sabbath, в СССР идею собрать рок-группу, понятную молодежи, вынашивал Виктор Векштейн, композитор и директор ВИА «Поющие сердца». Возможно, мечта так бы и осталась мечтой, не встреть продюсер молодых музыкантов Владимира Холстинина и Алика Грановского. Вместе они и создали «Арию» как сайд-проект «Поющих сердец». Название для новой группы нашли в Словаре иностранных слов.
«Это идеальное название: легко пишется латинскими и русскими буквами. К тому же нам приходилось учитывать цензуру. Мы не могли назваться как-то жёстко… Ну и мы решили, то есть я решил, пойти от противного. Вот такое название настолько будет не соответствовать нашей музыке, что будет запоминаться и бросаться в глаза. Буквально после первых концертов я прочитал в газетах, что поклонники называют себя «арийцами», пишут на майках «Ария» и насмерть бьются с поклонниками других групп», - рассказал позже в интервью Холстинин.
Вокалистом в первую «Арию» Векштейн пригласил Валерия Кипелова из ансамбля «Лейся песня». Первый альбом «Мания величия» был выпущен 31 октября 1985 года в духе того времени: самоиздатом на магнитофонных кассетах. А уже 5 февраля следующего года в ДК Московского авиаинститута состоялся первый концерт свежеиспеченных металлистов. Перед ним в состав группы влился гитарист Андрей Большаков (экс-«Зигзаг», экс-«Коктейль») и ударник Игорь Молчанов (экс-«Альфа»). Он заменил Владимира Львова -
тот стал за звукорежиссерским пультом.
«В первые годы мы старательно изображали из себя клоунов, надевая дурацкие костюмы, цепи и бантики, подкрашивая брови и ресницы…» - вспоминал Холстинин. На сцене «арийцы» вели себя не менее экзальтированно – прыгали и трясли длинными волосами. Публика была в восторге.
Чтобы играть свои песни в живую, музыкантам приходилось хитрить. На афишах указали «Поющие сердца», репертуар которых был разрешен цензурой. Но перед официальным ансамблем выходила полуподпольная «Ария». Другими словами молодые музыканты разогревали сами себя.
Тем временем Векштейн придумал целый план, как вывести «Арию» из тени. В концертную программу специально включили оперные арии на итальянском, чтобы комиссия Минкульта потребовала их убрать и тем самым показала свою "значимость". Также Векштейн указал авторами «арийских» песен уважаемых советских композиторов вроде Давида Тухманова. Это должно было вызвать уважение у чиновников. Доходило порой до абсурда. Например, текст песни «Тореро» ловкий продюсер приписал великому испанскому поэту Федерико Гарсия Лорке, погибшему в 1936 году.
Игра стоила свеч! 12 сентября 1986 года концертная программа и название группы «Ария» были разрешены цензурой. Так в Советском союзе был создан прецедент. Прежде лишь хард-рокеры из «Круиза» успешно прошли через жернова советской бюрократии – им официально позволили играть одну «тяжелую» песню.
***
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Если понравился очерк, ставьте палец вверх и подписывайтесь! Для нас это будет отличная мотивация и дальше наполнять ваш Дзен интересными фактами и редкими снимками!
Если понравился очерк, ставьте палец вверх и подписывайтесь! Для нас это будет отличная мотивация и дальше наполнять ваш Дзен занимательными фактами и редкими снимками!