Найти в Дзене
ФОТОЖУРНАЛ "XX ВЕК"

«Ария». Как пионеры русского heavy-metal взломали советскую цензуру

Оглавление

Начало 1980-х ознаменовалось расцветом хэви-метала. Пока в Европе и США гремели Iron Maiden и Black Sabbath, в СССР идею собрать рок-группу, понятную молодежи, вынашивал Виктор Векштейн, композитор и директор ВИА «Поющие сердца». Возможно, мечта так бы и осталась мечтой, не встреть продюсер молодых музыкантов Владимира Холстинина и Алика Грановского. Вместе они и создали «Арию» как сайд-проект «Поющих сердец». Название для новой группы нашли в Словаре иностранных слов.

«Это идеальное название: легко пишется латинскими и русскими буквами. К тому же нам приходилось учитывать цензуру. Мы не могли назваться как-то жёстко… Ну и мы решили, то есть я решил, пойти от противного. Вот такое название настолько будет не соответствовать нашей музыке, что будет запоминаться и бросаться в глаза. Буквально после первых концертов я прочитал в газетах, что поклонники называют себя «арийцами», пишут на майках «Ария» и насмерть бьются с поклонниками других групп», - рассказал позже в интервью Холстинин.
-2

Вокалистом в первую «Арию» Векштейн пригласил Валерия Кипелова из ансамбля «Лейся песня». Первый альбом «Мания величия» был выпущен 31 октября 1985 года в духе того времени: самоиздатом на магнитофонных кассетах. А уже 5 февраля следующего года в ДК Московского авиаинститута состоялся первый концерт свежеиспеченных металлистов. Перед ним в состав группы влился гитарист Андрей Большаков (экс-«Зигзаг», экс-«Коктейль») и ударник Игорь Молчанов (экс-«Альфа»). Он заменил Владимира Львова -
тот стал за звукорежиссерским пультом.

-3
«В первые годы мы старательно изображали из себя клоунов, надевая дурацкие костюмы, цепи и бантики, подкрашивая брови и ресницы…» - вспоминал Холстинин. На сцене «арийцы» вели себя не менее экзальтированно – прыгали и трясли длинными волосами. Публика была в восторге.

Чтобы играть свои песни в живую, музыкантам приходилось хитрить. На афишах указали «Поющие сердца», репертуар которых был разрешен цензурой. Но перед официальным ансамблем выходила полуподпольная «Ария». Другими словами молодые музыканты разогревали сами себя.

-4

Тем временем Векштейн придумал целый план, как вывести «Арию» из тени. В концертную программу специально включили оперные арии на итальянском, чтобы комиссия Минкульта потребовала их убрать и тем самым показала свою "значимость". Также Векштейн указал авторами «арийских» песен уважаемых советских композиторов вроде Давида Тухманова. Это должно было вызвать уважение у чиновников. Доходило порой до абсурда. Например, текст песни «Тореро» ловкий продюсер приписал великому испанскому поэту Федерико Гарсия Лорке, погибшему в 1936 году.

-5

Игра стоила свеч! 12 сентября 1986 года концертная программа и название группы «Ария» были разрешены цензурой. Так в Советском союзе был создан прецедент. Прежде лишь хард-рокеры из «Круиза» успешно прошли через жернова советской бюрократии – им официально позволили играть одну «тяжелую» песню.

***

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Если понравился очерк, ставьте палец вверх и подписывайтесь! Для нас это будет отличная мотивация и дальше наполнять ваш Дзен интересными фактами и редкими снимками!

Если понравился очерк, ставьте палец вверх и подписывайтесь! Для нас это будет отличная мотивация и дальше наполнять ваш Дзен занимательными фактами и редкими снимками!