Теоретические изыскания очень полезно разбавлять практическими упражнения — поэтому давайте отвлечемся от перечисления региональных названий чаев, изучим конкретную пачку чая и разделим всю содержащуюся на ней информацию на нужную и не очень.
Начнем с фасада. На лицевой стороне пачки есть два блока очень важной потребительской информации. Надпись №1, «Крупный лист», фактически, сообщает нам два существенных момента об этом чае. Во-первых, он будет завариваться чуть медленнее, чем его мелколистовые коллеги (элементарная физика, все дела). Во-вторых, с большой степенью вероятности баланс насыщенности между вкусом и ароматом у этого чая будет смещен в сторону аромата. Грубо говоря, аналогичный мелколистовой чай при одинаковых условиях заваривания настой почти всегда даст более насыщенный и более кофеинистый, но менее ароматный.
Надпись №2. Цейлонский черный чай. Все просто, понятно и описано в соответствующей заметке. Можно только добавить, что сочетание надписей №1 и №2 позволяет сделать чуть более точный потребительский прогноз, потому что между понятиями «цейлонский черный чай» и «цейлонский черный чай, крупный лист» может быть вполне ощутимая разница.
Если в среднем по популяции цейлонский черный чай это крепкий, терпкий чай с сильным ароматом с цветочными нотами и вкусом со специфической приятной горчинкой, то в крупнолистовом цейлонском черном чае можно ожидать легкого дрейфа в сторону более яркого и более изящного аромата и меньшей крепости.
Теперь «контрэтикетка». Всю информацию на ней можно воспринимать как развлекательную, кроме надписи №3. Которая, конечно, полностью дублирует надписи №1 и №2, но это полностью оправдано — по идее, на любой стороне пачки чая должны быть написаны его главные потребительские характеристики.
Бока пачки отданы под информацию, одна часть которой должна быть на упаковке по закону, вторая часть является технической (штрих-код, например), а третья часть вроде как предназначена потребителю, но, строго говоря, ему не нужна. Инструкция по завариванию чая нужна тем редким людям, к которым пачка с листовым чаем первый раз попала в руки. Сортность чая — исключительно расплывчатое понятие, которое часто даже в рамках одной компании не очень регламентировано. ТУ (равно как и ГОСТ) потребителю тоже не нужны. Хранить чай на складе с бочковой сельдью тоже, пожалуй, мало кто решится. Короче говоря, боковинки этой конкретной пачки можно игнорировать.
Ну и дно, наконец. Надпись №4 здесь не только дублирует информацию о том, что чай цейлонский, черный и крупнолистовой, но и уточняет ее, четко сообщая нам, что ничего кроме такого чая в данной пачке нет. Это важно, потому что бывают ситуации, при которых о наличие в чае ароматизатора можно догадаться только после чтения состава. Поэтому надпись №4 очень полезна. Ну и, наконец, блок №5, информирующий нас о дате упаковки чая и сроке его годности. «Изготовлен и упакован» на этой пачке, которая изготовлена в России, нужно читать в первую очередь как как «упакован», собственно к производству чая указанная дата отношения не имеет. У крупных компаний (а описываемая пачка изготовлена именно такой компанией) покупка чая в стране производстве, его транспортировка в Россию, розничная упаковка и доставка в места продаж не занимает много времени. Так что в истерику типа «А, а, чай цейлонский, а упакован в России, нас опять обманывают, он весь выдохся» можно не впадать — розничная фасовка чая в стране непосредственной его продажи в порядке вещей на чайном рынке.
Ну так вот. Из двух указанных дат действительно важна только дата упаковки. Если от этой даты до даты вашей встречи с данным чаем в магазине прошло более полугода и если чай неароматизированный, то лучше поищите на полке чай посвежее. Давно упакованный чай отравой, конечно, не будет, просто он чуть проиграет в аромате и вкусе чаю более свежему. Заметить эту разницу в чашке, на самом деле, довольно сложно, но просто вспомните, что покупая, например, молоко, при прочих равных вы выбираете то, что посвежее. Ну и с чаем также поступайте.
Оставайтесь на связи!
Ранее: №7. Читаем упаковку чая. Пуэр
Далее: №8. Читаем упаковку чая. Экзотика и Индонезия