Одной из основных целей моей поездки в Гродно летом 2014 года стали, понятное дело, форты Гродненской крепости. В пожаре Первой мировой не был повреждён лишь один из них — под номером четыре. О нём и пойдёт речь дальше.
После екатерининского раздела Польши Гродно стал приграничным городом на западных рубежах Российской империи. В конце XIX века был построен ряд земляных укреплений, носивших характер временных передмостных позиций. Войсками они практически не использовались и вскоре оказались фактически заброшенными. Ситуация изменилась после русско-японской войны 1904-1905 годов. Командование стремилось укрепить западные рубежи Империи по линии Ковно-Брест-Осовец-Гродно. Из перечисленных городов только в Гродно не было современной системы укреплений. 12 октября 1912 года начались работы по сооружению бетонных фортов. Протяженность линии обороны составила около 60 км.
Все форты возводились одновременно, их части вводились в строй поэтапно — сначала полевой редут, затем бруствер, потом достраивались капониры и казармы. К 1914 году ни один из фортов так и не был закончен, строители успели возвести лишь брустверы и подбрустверные галереи. Но благодаря поэтапной постройке укреплений войска смогли занять оборону и на этих позициях.
Строительные работы не прекращались прямо до эвакуации 20 августа 1915 года. Когда стало понятно, что город придётся сдавать, поступил приказ взорвать все форты. Он был выполнен.
Такая же судьба постигла в 1915 году большинство бетонных фортов Брестской крепости, но там готовность сооружений была на порядок выше.
В Гродно не пострадал лишь IV форт, что позволило 17 августа 1915 года занять в нём оборону двум ротам из 95-го Красноярского полка. Ближе к вечеру в строю осталось не более 50 человек. Были уничтожены все пулемёты. Из отправленного в форт подкрепления добрались лишь 60 человек — остальные погибли во время артобстрела. После нескольких атак немецкой пехоты и обстрела шрапнелью и фугасами форт пал. Уйти удалось лишь семи бойцам, 150 раненых солдат были оставлены в казематах, поэтому сапёры не решились взорвать форт. Это не спасло раненых: они сразу были убиты немцами, разъярёнными упорством защитников.
Немцы захватили в Гродно огромное количество трофеев, артиллерию, в том числе японскую, доставленную с Дальнего Востока.
В Гродно русскими при отступлении были подорваны все мосты, зато противник завладел огромными арсеналами оружия.
Сейчас в память о защитниках на форте установлен крест и мемориальная табличка. На вклейке — то же самое место форта IV в 1915 году, сразу после его захвата немцами.
Форт представляет собой земляное укрепление с бетонным бруствером и галереей-убежищем под ним. Согласно архивным планам, он должен был состоять из следующих построек: «Галерея-убежище для дежурной части шириной 9 футов, расположенной по обе стороны центрального сквозника. Подбрустверная галерея шириной 5 футов. Два погреба для патронов и снарядов. Галерея и убежище для гарнизона на боковых фасах шириной 9 футов. Два казематированных траверса со сквозниками в горже. Три наблюдательных поста с бронеколпаками по одному на каждом фасе». Для обороны форта было предназначено 6 противоштурмовых пушек, 8 пулеметов, 6 пушек калибра 57 мм для фланкирования рвов. Гарнизон форта в военное время должен был состоять из 271 человека.
По гребню бетонного бруствера идёт ряд стрелковых ячеек — позиций для пехоты, ведущей огонь из винтовок по наступающему противнику.
Чтобы подняться на позицию, в бетоне были сделаны ступеньки.
Стрелковые позиции тянутся по всей длине форта. В нишах можно было складывать запасной боекомплект.
В центральной части форта из бетона проступает наблюдательный бронеколокол. Его конструкция была разработана в Главном инженерном управлении русской армии. На крышке хорошо виден след от попадания небольшого снаряда.
Вход в правый фас защищён сквозником. В коротком коридорчике расположен колодец выгребной ямы.
Дальше начинается подбрустверная галерея.
Потолок перекрыт противооткольным покрытием из ряда стальных двутавровых балок.
К сожалению, почти все балки сняты ещё до Второй мировой войны.
В галерее оборудована огневая точка с двумя амбразурами, если противник всё-таки проникнет в коридоры объекта.
В остальных случаях огневая точка служила туалетом.
Идём по галерее дальше. Справа в нише видно вентиляционное отверстие.
Дальше мы подходим к центральной части форта.
В советское время здесь было оборудован укреплённый командный пункт Гродненского поградотряда.
Отдельной заслонкой был закрыт колодец наблюдательного пункта.
Так бронеколпак конструкции Голенкина выглядит изнутри.
Через нишу в стене в один из технических объёмов постоянно просачивается вода.
Рядом находится самое впечатляющее место в центре форта.
Отсюда должны были начинаться потерны к непостроенным частям форта, а также контрминные галереи. Это помещение заглублено в землю метров на 10 и раньше имело лестницу.
Сейчас лестница отсутствует, перила сломаны, и свалившийся в яму незадачливый исследователь рискует проторчать там без помощи до прихода других исследователей, которые вызовут МЧС. Мобильная связь в этом помещении, естественно, не работает.
В щели потолочного перекрытия активно просачивается вода, насыщенная частицами известняка.
Местами стены полностью покрыты наростами, как в настоящей пещере.
Дальше лежит ещё один участок галереи-убежища.
Потом он вновь сужается.
В конце сбоку от потерны расположен погреб для противоштурмовых орудий.
Выйдя на улицу, мы оказались там, где начинали осмотр — у мемориального креста. Круг осмотра форта IV замкнулся.