“Человек живет не в стране, он живет внутри языка. Родина — это язык и ничего больше” - Эмиль Чоран
Ты просыпаешься после девятилетней комы, без одной руки, с более 100 инородных предметов по всему телу, в абсолютно неизвестном месте, не понимая что с тобой произошло, при этом на тебя разгневан весь мир и каждый человек, который имеет какое-либо значение в нем, хочет твоей смерти. Уверен, оказавшись на месте этого человека, вы бы скорее всего сдались. Но зная серию Metal Gear Solid и её центральных персонажей, можно сказать, что они способны на бесконечную выдержку и неоспоримость принятии решений колоссальной важности. Создатель серии MGS Хидео Кодзима как раз считается одним из таких людей в реальной жизни, поддерживая сериал на плаву более 30 лет, дополняя его креативными и провокационными идеям, идя в разрез с интересами и идеологиями общества, привнося рискованный материал, на который бы практически никто не решился.
Начиная с первых частей, большая часть времени уделялась сюжету, наблюдая порой даже полуторачасовые заставки, но с этой частью данный подход был изменен. Если говорить доступным языком, то раньше мы наблюдали отличный фильм с большим количеством сюжетной информации, а сейчас видим двухсезонный сериал, где сюжет стоит на втором месте, который подается порционально, но весьма по делу, сопровождаясь мощнейшими клиффхэнгерами. Чтобы хоть как-то компенсировать отсутствие большого количества сюжета, нам предлагают открытый мир, который даже не смотря на свои размеры, кажется пустым и картонным. Связь открытого мира и дополнительных заданий игра жутко напоминает небезызвестный Far Cry 2, т.е. дополнительные задания, к сожалению, очень однообразные и не несут особой полезности. Педанты будут с негодованием ждать очередного сюжетного задания, т.к. дополнительных заданий очень много и вероятно на них придется убить в районе 100 часов. Хидео Кодзиму понять можно - он устал от серии, оставшаяся сюжетная брешь в ней не требует от него гениальной изобретательности, которая раньше была ему необходима, поэтому чтобы разогреть игрока перед наплывом сюжета, он примкнул к идеям современных разработчиков, разрабатывающие игры с открытым миром. Только здесь он получился весьма своеобразным. Кто-то увидит в нем отличную возможность проявить свою креативность в использовании окружающей среды ради своей выгоды, а кто-то с каменным лицом будет игнорировать любой элемент открытого мира и продвигаться дальше по сюжету, объясняя это недостаточным контентом для полного погружения в игру. Но любителям стелса все возможности открытого мира придутся по вкусу, благодаря бесконечной импровизации. Добыча информации, допросы, эвакуации пленников и важных целей, взаимодействие с окружающей средой - от этого можно получить долю удовольствия, но все это и так же может надоесть.
Да, можно заявить, что открытый мир и дополнительные задания скучны и неинтересны, но все же это зависит от самого игрока, как он это воспримет и как к этому отнесется.
Весьма недурно подан менеджмент Главной базы. Теперь это более улучшенный и живой район, нежели то, что было в Peace Walker. Найм огромного числа рекрутов, разработка всевозможного оружия (в том числе и ядерного), модификаций к ним, расширение главной базы и ее подразделений, обучение и отправка рекрутов на внешние задания, проведение атак на другие базы и т.д. Все это приятно дополняет общую концепцию игры, позволяя игроку подстроить все нужды под себя.
Сюжет в свою очередь запутывает с самого начала, мало чего объясняя и кидая в гущу событий буквально с пролога. Совершенно в духе Хидео Кодзимы. Люди знакомые с серией MGS это поймут. Но как было сказано выше, сюжет подается не сразу, но крайне эффектно. Любители шокирующих моментов и клиффхэнгеров будут безусловно довольны, ибо вся сюжетная ветка на этом построена. Также мы узнаем знакомых персонажей с другой стороны, порой даже с далеко не самой приятной. Тем не менее, основные сюжетные пробелы были восполнены, но также появились и новые, о которых мы вряд ли когда-нибудь узнаем. Сам подзаголовок The Phantom Pain не взят от балды. Его можно понимать как и буквально, так и сюжетно, причем не только однозначно. Есть достаточно событий в игре, которые действительно отражают сущность этого непростого подзаголовка.
Механика в игре доведена практически до идеала. Любой предмет можно использовать в своих интересах, небольшой кустик может спасти от практически неминуемой смерти, любая глупость может повлиять на самую простую ситуацию. Это придает большую концентрацию реализма, что не может не радовать. Искусственный интеллект противника варьируется от обстоятельств, но в большинстве случаев, при тревоге они ведут себя тактично и безжалостно. Основная тематика, все-таки, не лезть на рожон, поэтому это весьма обоснованное решение.
Графика радует глаз. Наличие 60 fps придает живую картинку, к ней же добавляются очень красочные, а порой даже мрачные пейзажи. Постоянно меняющаяся погода дополняет атмосферу, а кинематографичность буквально завораживает. Кодзима всегда использовал киношные приемы в своих играх, здесь это также очень сильно заметно, тем более при наличии более современных технологий, в отличии от старых времен. Но это было сказано, основываясь на PS4-версии игры. Думаю, на платформах старого поколения картинка выглядит менее красочно. Можно сказать, что даже чувствуется урезанность графической составляющей (особенно на текстурах персонажей), т.к. аудитории прошлого поколения надо было тоже угодить.
Не обошлось также без философских вставок, отсылок к фильмам, сериалам и заимствований у фильмах прошлых лет. Все это создает чувство ностальгии, которое заставляет любить эту игру еще больше.
Появление напарников в Metal Gear Solid V оказалось крайне приятным и полезным нововведением. Каждый из них по-своему полезен. Будучи на лошади, вы сможете умеренно быстро перемещаться, в сложных ситуациях использовать ее в качестве живого щита и даже укрываться от противников. Взяв с собой верного друга человека - пса DD, вы сможете получить преимущество в виде того, что собакен чует противников, полезные ресурсы, помогает в бою и отвлекает противников. Со временем у игрока появляется напарница по имени Молчунья (Тихоня было бы идеальным решением перевода, как по мне, но видимо не срослось). Не думаю, что ее сексуальный наряд заставит вас скучать. В бою она также эффективна, разведывая местность и снимая противников со снайперской винтовкой. Заманчиво, не так ли? Ну и наконец, похожий на экзоскелет - робот Walker Gear, дает большую вариативность в передвижении и обезвреживании врагов.
Музыка в этой игре достойна отдельного обсуждения. Оригинальный саундтрек, написанный Гарри Грегсоном-Уильямсом, в достаточно напряженных экшн-моментах дает адреналин и погружение в ситуацию. Чувствуется дух 80-х вперемешку с новомодным оркестром. Также присутствуют и некоторые другие композиции японских композиторов, но они просто разбавляют общую атмосферу игры. Но также фигурирует и лицензированный саундтрек, который полностью состоит из крайне популярных и не очень песен 80-х. Их можно поставить в плейлист игры и наслаждаться игровым процессов под песню Take On Me от A-Ha или The Final Countdown от Europe. Главная музыкальная тема игры - это песня The Man Who Sold The World от Midge Ure (в оригинале от Дэвида Боуи). Как только вы ее услышите, она будет ассоциироваться только с этой игрой, это необратимо.
Подводя итог, можно сказать, что Metal Gear Soild V: The Phantom Pain определенно найдет своего почитателя. И даже далеко не одного. Очень своеобразный открытый мир, но при этом действенная и доведенная до ума механика и геймплей, огромная вариативность развития базы и боевой составляющей, отличная графика, великолепная музыка и феноменальный сюжет, которого все-таки чертовски мало - за все это можно, и даже нужно полюбить Metal Gear Solid V: The Phantom Pain. Но можно не понять открытый мир и определенную навязанность побочных заданий, которых катастрофически много. Если вы все это поймете, то для вас это истинный шедевр. Но для меня он таковым не считается, увы. Отлично, но не шедеврально.
8.5\10
“Кто управляет прошлым, тот управляет будущим; кто управляет настоящим, тот управляет прошлым” - Дж. Оруэлл, “1984”