Дворец Юсуповых на Мойке (Юсуповский дворец) — памятник истории и культуры федерального значения. Находится в Санкт-Петербурге. В настоящее время является дворцом культуры работников просвещения.
История
Уже на первых картах Петербурга на этом месте находился деревянный дворец, в те времена небольшой, и усадьба царевны Прасковьи Ивановны (племянницы Петра I). В 1726 году имение было подарено царевной Семёновскому полку, пребывавшему там до 1742 года, далее оно было куплено генералом П. И. Шуваловым, влиятельным вельможей при Елизавете Петровне.
В 1770 годах началось строительство современного здания дворца по проекту Жана-Батиста Валлен-Деламота для графа Андрея Петровича Шувалова.
В 1789 году после смерти Шувалова дом перешёл к его дочери Александре и сыну Павлу.
В 1795 году Екатерина II выкупила усадьбу в казну и подарила её племяннице Г. А. Потёмкина графине А. В. Браницкой, в то время её близкой подруге.
В 1830 году дворец был приобретён Борисом Николаевичем Юсуповым за 250 тысяч рублей ассигнациями у предшествующей хозяйки преклонного возраста «со всеми к тому принадлежностями, какие на лицо находятся».
Дворцово-усадебный комплекс создавался на протяжении почти двух столетий. Здесь работали выдающиеся русские и иноземные архитекторы Ж.-Б. Валлен-Деламот, А.М. Михайлов-второй, Б. Симон, И. Монигетти, В. Кеннель, А. Степанов, А. Вайтенс, А. Белобородов.
Перестройки дворца
Первоначальный вид дворца, построенный в 1770-х Жаном-Батистом Валлен-Деламонтом значительно отличался от современного: в боковых ризалитах было лишь по два этажа, со стороны Мойки находилась въездная арка, ведущая во двор; главный вход во дворец был со двора. В изначальном виде с тех времён сохранились триумфальные ворота — арка (со стороны улицы Декабристов) и ограда с классической колоннадой.
Существенная перестройка была проведена с 1830 по 1838 годы под руководством архитектора А. А. Михайлова:
- боковые ризалиты стали трёхэтажными;
- новый корпус с Белоколонным (Банкетным) залом был возведён с восточной стороны;
- флигеля были соединены, и в них устроены картинные галереи и домашний театр в стиле барокко;
- построены новые оранжереи и садовый павильон;
- был разбит сад;
- устроена Парадная лестница со стороны Мойки;
- созданы Танцевальный зал, Зелёная, Императорская и Синяя гостиные.
В 1832—1834 годах архитектор Михайлов также расширил дворец пристройкой вдоль восточной стороны ещё одного корпуса, вместившего пять залов и театр.
В 1881 году архитектор А. Д. Шиллинг построил при дворце Покровскую церковь (не сохранилась).
В 1890—1916 произведена внутренняя, большая реставрация дворца под руководством архитектора А. А. Степанова. В начале 1890-х годов во дворце были проведены электричество, канализация и водопровод, центральное отопление (водяное), перестроен театр и создана Мавританская гостиная. В 1914 году были созданы Большая гостиная, Большой зал, Столовая.
Убийство Григория Распутина
С Юсуповским дворцом связана одна из самых загадочных страниц в истории России. В его подвале в ночь с 16-е на 17-е декабря 1916 г. князь Феликс Юсупов вместе с сообщниками, попытались убить фаворита царской семьи Григория Распутина. Хозяин дома предложил гостю вино и пирожные, отравленные цианистым калием, который, по неизвестной причине, не подействовал. Тогда Юсупову пришлось стрелять в Распутина из пистолета, но раненый старец и тут сумел выжить и выбраться из подвала на улицу, где его все же застрелили, а затем сбросили труп в воду с Петровского моста.
Тем не менее, когда было произведено вскрытие, оказалось, что в легких у Распутина была вода. Это доказывало, что, когда царского фаворита топили, он был еще жив. Постепенно история убийства обросла массой мистических и загадочных подробностей и до сих пор вызывает большой интерес у посетителей музея.
Дворец в советский период
В советское время большая часть обширной художественной коллекции Юсуповых была передана в Эрмитаж, Русский музей или продана за границу, а во дворце разместились шведское, немецкое консульство и комиссия по обмену военнопленными.
В 1918 году дворец был национализирован и в нём открыт историко-бытовой музей с картинной галереей. Впервые дворец был упомянут как памятник архитектуры и искусства 22 января 1919 года А.В. Луначарским.
В 1925 году дворец князей Юсуповых был передан педагогической интеллигенции города. Тогда же за потайной дверью были среди других бумаг найдены письма Пушкина к Е. М. Хитрово, которые уже в 1927 году были изданы отдельной книгой с комментариями.
В 1935 году дворец взят под охрану государства постановлением ВЦИК РСФСР как историко-художественный памятник союзного значения.
С началом блокады во дворце разместился эвакогоспиталь: в парадных залах и гостиных были установлены больничные койки и печки-буржуйки, копоть от которых оседала на стенах и полах, а медперсоналу приходилось работать в условиях постоянных бомбежек и артиллерийских обстрелов.
Несколько бомб, попавших во дворец осенью 1941 года, причинили наибольший вред его интерьерам. Одна из них буквально «прошила» здание, разрушив кровлю, интерьер Зелёной гостиной, библиотеку и взорвалась в подвале дворца. От попаданий других снарядов пострадала художественная отделка Белоколонного зала, Домашнего театра, Мавританской гостиной, а возникший пожар уничтожил интерьер зала «Прециоза». Взрывы авиабомб в непосредственной близости от Дворца повредили его стены и фундаменты.
Возрождение Дворца началось уже в 1943 году: были проведены архитектурные обмеры и консервирование повреждённых объектов, а благодаря усилиям сотрудников дворца восстанавливалось его освещение и отопление, вставлялись окна и отмывались от гари и копоти стены.
В 1946 году началась масштабная реставрация Юсуповского дворца, которую возглавляла Ирина Николаевна Бенуа. В этот год было положено начало работам по воссозданию и сохранению этого уникального историко-культурного памятника. Уже в 1946—1955 годах некоторые отреставрированные залы дворца открылись для посещения.
После войны во дворце был открыт Центр творческого досуга интеллигенции, позднее Дом учителя.
До наших дней здесь размещается Дворец культуры работников просвещения, который в 1990-е годы сформировался в многофункциональный историко-культурный центр, где соединены просветительская, экскурсионная, выставочная и концертная деятельность.
Современность
В наше время дворец открыт для посещения, в экскурсионных целях открыты парадные залы, театр, гостиные и исторические комнаты. Регулярно проходят концерты классической музыки, спектакли, вокальные вечера. Организуются разнообразные культурные программы, приёмы. В подвале, где произошло убийство Распутина, открыта выставка «Григорий Распутин: страницы жизни и смерти».