Найти тему
Жизнь в движении

Неизвестный Кавказ. Штурмуем Эльбрус на автомобиле

Теперь наш путь лежит в Баксанское ущелье.

Подъем вдоль скалистого хребта на перевал Актопрак
Подъем вдоль скалистого хребта на перевал Актопрак

Чегемское и Баксанское ущелье, вдоль Скалистого хребта, соединяет крайне живописная грунтовая дорога, тем не менее доступная практически в любую погоду любому гражданскому автомобилю.

Пожалуй, самый живописный перевал во всей Кабардино-Балкарии и при этом доступный любому гражданскому автомобилю.

Перевал соединяет Эльтюбю и Былым, проходя между вершинами Лха и Голугарде по бескрайним альпийским лугам, раскинувшимся между Скалистым и Главным Кавказким Хребтом Кавказа.
Перевал известен с древнейших времен по — причине своей незначительной высоты и относительно простого рельефа.

Виды с перевала Актопрак
Виды с перевала Актопрак

Краски надвигающегося заката, лишь только добавляют нотки сюрреализма для путников, выбравших этот путь.

Перевал Актопрак ~ 2000м
Перевал Актопрак ~ 2000м

Название перевала Актопрак происходит от древнего селения в Чегемском ущелье — сейчас же на его месте развалины кошары.
Да и не удивительно, что в на склонах Скалистого Хребта ест древние пещеры — захоронения, история этого пути многовековая.

Скалистый хребет
Скалистый хребет

Оказавшись в Баксанском ущелье — практически сразу попадаешь в туристический поток. Он чувствуется везде. И не спроста, именно Баксанское ущелье ведет к известнейшим горнолыжным курортам Кавказа — Чегет и Эльбрус Азау, не говоря уже о том, что отсюда стартуют многочисленные восхождения на Эльбрус — высочайшую вершину Европы.

Но широко известные туристические маршруты, не в зоне нашего интереса, а поэтому известнейшие и живописнейшие долины рек Адылсу и Адырсу, с множеством альплагерей и спортивных баз, останутся за кадром этой серии публикации

-5

Красочные публикации на эту тему представлены в огромном количестве как у пеших, так и у автомобильных туристов.

Долина Адылсу
Долина Адылсу
Альплагерь Улу-Тау
Альплагерь Улу-Тау

И вот, спустя много сотен километров, перебираясь из одного ущелья в другое, от самого Казбека в Северной Осетии, мы добираемся до красавца Эльбруса в Кабардино-Балкарии. Большое путешествие между высочайшими восточными и западными вершинами Кавказа должно закончиться на склоне "старика" — Эльбруса как и полагается, но…

Известно, что на ледники Эльбруса ведут две дороги из Баксанского ущелья — одна через обсерваторию Терескол на одноименный ледник, но она обрывается завалом на высоте 3344м, а вторая на приют "Бочки" (Гара-Баши) на высоте 3800м под канатной дорогой. Увы, но в 2015г автомобиль не пропустили через поляну Азау на дорогу до приюта Бочки, поэтому оставался только маршрут на Терескол…

Дальше, необходимо сделать небольшое отступление. Попытка добраться до обсерватории Терескол была дважды — в начале июня не успешная и в сентябре — успешная.

Дальнейшая нить повествования опишет две разных попытки и покажет наглядно степень отличия условий ранним летом и ранней осенью, а пока…

Июньская Панорама на ледник Чегеткара
Июньская Панорама на ледник Чегеткара

Снежные переметы начинаются с высоты 2600м

Подъем к обсерватории Терескол
Подъем к обсерватории Терескол
На высоте 2900м уже рыхлый снежный наст
На высоте 2900м уже рыхлый снежный наст
Снежный покров лежит на высоте 2900м
Снежный покров лежит на высоте 2900м

Сошедшие лавины со стороны обсерватории не оставляют шанса на подъем с высоты 2968м

600 м до обсерватории
600 м до обсерватории

Но и попытки спуститься на тяжелом внедорожнике едва ли легче попыток подняться — приходится применять нетривиальные подходы.

Рыхлый снег и промоины создают огромные крены тяжелому внедорожнику
Рыхлый снег и промоины создают огромные крены тяжелому внедорожнику

Лебедка в горах, обычно не нужный аксессуар, а зачастую и бесполезный, но бывают исключения, как в этот раз…

Лебежении за связку камней
Лебежении за связку камней
Непростая схема крепления троссов
Непростая схема крепления троссов

Попытка штурма не удалась, но насколько все проще и быстрее в сентябре....

Мы вернулись сюда в сентябре, гештальты надо закрывать. Июнь очень рано — сентябрь в самый раз.

Все та-же дорога на Обсерваторию Пик Терскол (3127м). Но про неё немного позднее.

А пока открывается сентябрьская панорама на ледник Чегеткара.
Снега уже сошли и это практически тот самый момент, когда можно увидеть вершины 3500-3900м без снега и льда, только острые пики и чернеющие скалы, а внизу крошечные домики поляны Азау…

Ледник Чегеткара в сентябре.
Ледник Чегеткара в сентябре.

А водопад Девичьи косы — одно из наиболее известных и посещаемых туристами мест в Приэльбрусье, расположенный на высоте 2800м

Водопад Девичьи косы
Водопад Девичьи косы

Да-да, именно здесь снимались сцены кинофильма "Вертикаль" в 1967г с В.Высоцким, и именно в его водах Высоцкий умывался в кадрах этого фильма…

Живительные воды Девичьих слез
Живительные воды Девичьих слез

Дальнейший же подъем по грунтовой дороге в сторону Обсерватории Терскол ничего не напоминал о тех трудностях с которыми пришлось здесь столкнуться в середине июня — отличная расчищенная дорога и быстрый набор высоты с 2800 до 3100м.

Подъем к Обсерватории Пик Терскол
Подъем к Обсерватории Пик Терскол

Несколько крутых поворотов и показывается Астрономическая Международная Обсерватория "Пик Терскол",
основанная в 1980г на высоте 3127м.
Любопытный факт, но она отрезана от внешнего мира почти 6 месяцев в году, когда устанавливается снежный покров. Обсерватория имеет один из самых крупных телескопов на территории бывшего СССР — 6м.

Обсерватория Пик Терскол (3127м)
Обсерватория Пик Терскол (3127м)

Ну а дальше, дорога продолжается уже по южному плечу Эльбруса в направлении ледника Гарабаши. Это классический южный маршрут восхождения на Эльбрус через 105-пикет, Ледовую Базу и Ледник Гарабаши.

Южный маршрут восхождения на Эльбрус
Южный маршрут восхождения на Эльбрус

Направление становится все хуже, а высота все выше.
Вот уже впереди уже показались ледовые поля Эльбруса и скалы Пастухова, а несмотря на жаркие сентябрьские дни — чувствуется дыхание ледников.

-22

И не доезжая 100-200 метров до "105-пикета" узкая дорога упирается в огромные валуны и сыпуны.
Всё. GPS застыл на высоте 3354м — выше возможно подняться только по другой дороге, ведущей к приюту "Бочки" — 3800м. Если пропустят на поляну Азау.

3354м близ 105-пикета
3354м близ 105-пикета

Еще один интересный исторический факт — эта дорога была проложена в 1938г и заканчивалась у «Ледовой базы» — бывшей гляциологической базы МГУ.
"Ледовая База" располагается непосредственно на границе ледовых полей и до неё от места завалов не более 2,5км.
Именно по этой тропе, а впоследствии и дороге, доставлялись строительные материалы для "Приюта одиннадцати", на транспорте до Ледовой Базы, а далее через ледовые поля по санной дороге к месту строительства приюта.

105-пикет
105-пикет

Этот гештальт закрыт и можно возвращаться на Эльбрус уже с другой мечтой — восхождение. Но это другая история, а пока мы переносимся в лето и, двигаемся в одну из живописнейшее долин Приэльбрусья — долину реки Кыртык…

Сосновые леса Приэльбрусья
Сосновые леса Приэльбрусья

Резкий набор высоты от Верхнего Баксана и петляющая узкая дорога вдоль реки Кыртык, слово "телепорт" перемещает нас на территорию национального парка.

Долина реки Кыртык
Долина реки Кыртык

Редкие кошары и чабаны, совсем не нарушают местную гармонию природы и жизни…

-27

Бурлящие воды Кыртыка, в окружении соснового леса, растущего на склонах гор создают сказочную картинку в окружающей нас реальности…

Но узкая петляющая дорога поднимается все выше и выше, ручьев все больше, как впрочем и в изобилии пасущегося скота

-29

Вот уже приоткрывает себя ледовое плато Джикаугенкёз

-30

Трудно отказать себе в желании и не проверить куда ведет дорога, уходящая серпантином вверх, в сторону перевала Кыртыкауш — тот самый пешеходный перевал, ведущий к источникам Джил-Су.

-31

Дорога за кошарой, на высоте 2650м, становится узкой размытой и вконец приобретает ярко желтый цвет альпийского ковра…

Направление на Кыртыкауш из долины реки Кыртык
Направление на Кыртыкауш из долины реки Кыртык

Завораживающие картинки Приэльбрусья откроются вашему взору, если вы будете смело исследовать разнообразные дороги и дорожки, тропы и тропинки, коих тут огромное разнообразие…

Вид на ледник Ирикчат, Юго-Восточный склон Эльбруса
Вид на ледник Ирикчат, Юго-Восточный склон Эльбруса

Но, пора двигаться дальше, ведь впереди скалы Инала и плато Кинжал, не говоря уже об удивительном перевале Шаукам — последнем перевале от Казбека до Эльбруса, а пока наслаждайтесь…

-34