Теперь наш путь лежит в Баксанское ущелье.
Чегемское и Баксанское ущелье, вдоль Скалистого хребта, соединяет крайне живописная грунтовая дорога, тем не менее доступная практически в любую погоду любому гражданскому автомобилю.
Пожалуй, самый живописный перевал во всей Кабардино-Балкарии и при этом доступный любому гражданскому автомобилю.
Перевал соединяет Эльтюбю и Былым, проходя между вершинами Лха и Голугарде по бескрайним альпийским лугам, раскинувшимся между Скалистым и Главным Кавказким Хребтом Кавказа.
Перевал известен с древнейших времен по — причине своей незначительной высоты и относительно простого рельефа.
Краски надвигающегося заката, лишь только добавляют нотки сюрреализма для путников, выбравших этот путь.
Название перевала Актопрак происходит от древнего селения в Чегемском ущелье — сейчас же на его месте развалины кошары.
Да и не удивительно, что в на склонах Скалистого Хребта ест древние пещеры — захоронения, история этого пути многовековая.
Оказавшись в Баксанском ущелье — практически сразу попадаешь в туристический поток. Он чувствуется везде. И не спроста, именно Баксанское ущелье ведет к известнейшим горнолыжным курортам Кавказа — Чегет и Эльбрус Азау, не говоря уже о том, что отсюда стартуют многочисленные восхождения на Эльбрус — высочайшую вершину Европы.
Но широко известные туристические маршруты, не в зоне нашего интереса, а поэтому известнейшие и живописнейшие долины рек Адылсу и Адырсу, с множеством альплагерей и спортивных баз, останутся за кадром этой серии публикации
Красочные публикации на эту тему представлены в огромном количестве как у пеших, так и у автомобильных туристов.
И вот, спустя много сотен километров, перебираясь из одного ущелья в другое, от самого Казбека в Северной Осетии, мы добираемся до красавца Эльбруса в Кабардино-Балкарии. Большое путешествие между высочайшими восточными и западными вершинами Кавказа должно закончиться на склоне "старика" — Эльбруса как и полагается, но…
Известно, что на ледники Эльбруса ведут две дороги из Баксанского ущелья — одна через обсерваторию Терескол на одноименный ледник, но она обрывается завалом на высоте 3344м, а вторая на приют "Бочки" (Гара-Баши) на высоте 3800м под канатной дорогой. Увы, но в 2015г автомобиль не пропустили через поляну Азау на дорогу до приюта Бочки, поэтому оставался только маршрут на Терескол…
Дальше, необходимо сделать небольшое отступление. Попытка добраться до обсерватории Терескол была дважды — в начале июня не успешная и в сентябре — успешная.
Дальнейшая нить повествования опишет две разных попытки и покажет наглядно степень отличия условий ранним летом и ранней осенью, а пока…
Снежные переметы начинаются с высоты 2600м
Сошедшие лавины со стороны обсерватории не оставляют шанса на подъем с высоты 2968м
Но и попытки спуститься на тяжелом внедорожнике едва ли легче попыток подняться — приходится применять нетривиальные подходы.
Лебедка в горах, обычно не нужный аксессуар, а зачастую и бесполезный, но бывают исключения, как в этот раз…
Попытка штурма не удалась, но насколько все проще и быстрее в сентябре....
Мы вернулись сюда в сентябре, гештальты надо закрывать. Июнь очень рано — сентябрь в самый раз.
Все та-же дорога на Обсерваторию Пик Терскол (3127м). Но про неё немного позднее.
А пока открывается сентябрьская панорама на ледник Чегеткара.
Снега уже сошли и это практически тот самый момент, когда можно увидеть вершины 3500-3900м без снега и льда, только острые пики и чернеющие скалы, а внизу крошечные домики поляны Азау…
А водопад Девичьи косы — одно из наиболее известных и посещаемых туристами мест в Приэльбрусье, расположенный на высоте 2800м
Да-да, именно здесь снимались сцены кинофильма "Вертикаль" в 1967г с В.Высоцким, и именно в его водах Высоцкий умывался в кадрах этого фильма…
Дальнейший же подъем по грунтовой дороге в сторону Обсерватории Терскол ничего не напоминал о тех трудностях с которыми пришлось здесь столкнуться в середине июня — отличная расчищенная дорога и быстрый набор высоты с 2800 до 3100м.
Несколько крутых поворотов и показывается Астрономическая Международная Обсерватория "Пик Терскол",
основанная в 1980г на высоте 3127м.
Любопытный факт, но она отрезана от внешнего мира почти 6 месяцев в году, когда устанавливается снежный покров. Обсерватория имеет один из самых крупных телескопов на территории бывшего СССР — 6м.
Ну а дальше, дорога продолжается уже по южному плечу Эльбруса в направлении ледника Гарабаши. Это классический южный маршрут восхождения на Эльбрус через 105-пикет, Ледовую Базу и Ледник Гарабаши.
Направление становится все хуже, а высота все выше.
Вот уже впереди уже показались ледовые поля Эльбруса и скалы Пастухова, а несмотря на жаркие сентябрьские дни — чувствуется дыхание ледников.
И не доезжая 100-200 метров до "105-пикета" узкая дорога упирается в огромные валуны и сыпуны.
Всё. GPS застыл на высоте 3354м — выше возможно подняться только по другой дороге, ведущей к приюту "Бочки" — 3800м. Если пропустят на поляну Азау.
Еще один интересный исторический факт — эта дорога была проложена в 1938г и заканчивалась у «Ледовой базы» — бывшей гляциологической базы МГУ.
"Ледовая База" располагается непосредственно на границе ледовых полей и до неё от места завалов не более 2,5км.
Именно по этой тропе, а впоследствии и дороге, доставлялись строительные материалы для "Приюта одиннадцати", на транспорте до Ледовой Базы, а далее через ледовые поля по санной дороге к месту строительства приюта.
Этот гештальт закрыт и можно возвращаться на Эльбрус уже с другой мечтой — восхождение. Но это другая история, а пока мы переносимся в лето и, двигаемся в одну из живописнейшее долин Приэльбрусья — долину реки Кыртык…
Резкий набор высоты от Верхнего Баксана и петляющая узкая дорога вдоль реки Кыртык, слово "телепорт" перемещает нас на территорию национального парка.
Редкие кошары и чабаны, совсем не нарушают местную гармонию природы и жизни…
Бурлящие воды Кыртыка, в окружении соснового леса, растущего на склонах гор создают сказочную картинку в окружающей нас реальности…
Но узкая петляющая дорога поднимается все выше и выше, ручьев все больше, как впрочем и в изобилии пасущегося скота
Вот уже приоткрывает себя ледовое плато Джикаугенкёз
Трудно отказать себе в желании и не проверить куда ведет дорога, уходящая серпантином вверх, в сторону перевала Кыртыкауш — тот самый пешеходный перевал, ведущий к источникам Джил-Су.
Дорога за кошарой, на высоте 2650м, становится узкой размытой и вконец приобретает ярко желтый цвет альпийского ковра…
Завораживающие картинки Приэльбрусья откроются вашему взору, если вы будете смело исследовать разнообразные дороги и дорожки, тропы и тропинки, коих тут огромное разнообразие…
Но, пора двигаться дальше, ведь впереди скалы Инала и плато Кинжал, не говоря уже об удивительном перевале Шаукам — последнем перевале от Казбека до Эльбруса, а пока наслаждайтесь…