Найти тему
17,8K подписчиков

Сколько часов в день музыкант должен заниматься на инструменте?

4K прочитали

Вокруг данного вопроса существует много мифов. Кто-то говорит, что заниматься нужно по 8 часов в день, а какой-то великий гитарист занимался якобы по 12 часов в день, кто-то наоборот утверждает, что никогда не занимался больше 1-2 часов в день и так далее.

Вокруг данного вопроса существует много мифов.

Эта статья в виде видео лекции:

Существует "правило 10 000 часов" - достаточно популярное (хоть и спорное) суждение, которое гласит, что, о какой бы области ни шла речь, для достижения уровня эксперта требуется 10 000 часов практики. Кого ни возьми — композиторов, исполнителей, спортсменов, писателей, шахматистов и так далее — это число встречается с удивительной регулярностью. Десять тысяч часов — примерно три часа практики в день, или двадцать часов в неделю на протяжении десяти лет. Это, разумеется, не объясняет, почему одним людям занятия идут на пользу больше, чем другим. Но пока ещё никому не встретился случай, когда высокий уровень мастерства достигался бы за меньшее время.

Скорее всего, для хорошего студента, который хочет стать профессиональным исполнителем, нормой будут занятия на инструменте по 4-6 часов в день на протяжении 5-7 лет обучения. Такие занятия и позволят наиграть те самые 10 000 часов или несколько более. В дальнейшем время ежедневных занятий как правило сокращается. Время занятий увлечённого любителя может быть существенно меньше, чем у профессионала или студента. Однако даже за 1-2 часа в день можно сделать очень многое и добиться впечатляющих результатов.

Важной является адекватная оценка времени, отведённого для занятий. В большом количестве случаев человек, сетующий на недостаток собственного таланта или собственный возраст как на причину неудач и тому подобное, и уверенный, что занимается по времени очень много, сильно ошибается насчёт последнего. Если вы хотите адекватно оценить время, уделяемое вами для занятий, то, поставив перед собой определённые задачи, потрудитесь завести дневник и внимательно смотреть на часы в течение как минимум нескольких месяцев. Затем произведите подсчёты. Вы можете быть сильно удивлены результатами...

Что касается мифов о людях, которые занимались якобы 8-12 часов в день и тому подобное. Здравые размышления подсказывают, что заниматься целенаправленно (и при этом продуктивно) каким-либо практическим делом по 8-12 часов в день можно лишь крайне непродолжительный отрезок времени, который вряд ли будет измеряться даже месяцами (уже не говоря о годах). В самом деле, например, если вы проводите в офисе или на производстве 8-12 часов в день, сколько времени из этих часов вы реально продуктивно и целенаправленно работаете, сохраняя концентрацию внимания? Если все 8-12 часов, то это режим "аврала", который может продолжаться максимум пару недель, после чего наступит резкое снижение работоспособности и продуктивности, или даже возникнут проблемы с физическим и психическим здоровьем. Реально рабочий день человека состоит из разговоров с коллегами, перекуров, мелких условных "дел", не связанных напрямую с работой и так далее, более чем наполовину, а в некоторых случаях и на 80-90%.

Важным является не столько формальное время занятий на инструменте, сколько их эффективность. Один час занятий с полной концентрацией внимания по продуманному плану (какое-то время на упражнения, какое-то на пьесы и так далее) может дать гораздо больше, чем 2-3 часа рассеянной игры или бездумного бренчания любимых давно выученных пьес.

Для эффективности занятий важно верное, внятное целеполагание. Вы должны чётко понимать, что именно вы делаете и зачем, а ваши цели должны быть внятно сформулированы, практически достижимы и иметь чёткие критерии, по которым можно определить, достигнута цель или нет. Скажем, "научиться играть блестящие пассажи" - очень расплывчатая и потому недостижимая цель. В отличие от этого, гораздо реальнее поставить задачу, например, сыграть определённую пьесу или упражнение в определённом темпе метронома. Если вам психологически удобнее концепция "пути" или "дороги" в музыке, когда важен исключительно "сам процесс" и тому подобное, ваша "дорога" в таком случае должна выглядеть обязательно как череда абсолютно конкретных целей, в противном случае вы неизбежно останетесь на обочине. Вашими целями в процессе работы над пьесой могут быть сдача экзамена, проведение концерта, студийная запись трека — что угодно, но только то, что имеет чёткий критерий, по которому можно определить, что цель достигнута. Если такой цели с критериями нет, вы неизбежно оказываетесь в болоте неопределённости и разочарований.

Наиболее эффективным методом является равномерное распределение времени занятий: заниматься один час ежедневно будет лучше, чем по два часа через день и тому подобное. Вообще, заниматься более двух часов подряд без существенных перерывов вряд ли хорошо, так как удерживать концентрацию внимания на протяжении длительного времени объективно тяжело — эффективность длительного занятия будет неуклонно снижаться от его начала к концу.

Иногда приходится слышать жалобы на долгое "разыгрывание" — приходится убивать полчаса или более только на то, чтобы преодолеть "деревянные пальцы" в начале игры. Ответ состоит в том, что время на разыгрывание уменьшается при увеличении общего времени занятий и их регулярности. Если вы не брали в руки инструмент несколько дней или более, разыгрываться вам придётся долго. И наоборот, человек, который занимается по 4-6 часов в день (и это время у него равномерно распределено по течению дня), находится в "разыгранном" состоянии вообще всегда.

Эффективность занятий повышается при чередовании репертуара, так как при периодическом переключении внимания легче не терять концентрацию. Например, если у вас есть четыре фрагмента или пьесы для работы, будет хорошей идеей играть их по полчаса, набирая себе таким образом двухчасовое занятие, которое после некоторого перерыва можно в точности повторить. И наоборот, играть каждый фрагмент по часу подряд, набирая в результате те же самые четыре часа, будет, скорее всего, менее эффективно.

С другой стороны, хорошая концентрация внимания возникает тоже не мгновенно, поэтому занятие не должно быть и слишком коротким. Если у вас есть только десять минут, сделать такое занятие действительно эффективным будет тяжело — вы просто не успеете как следует сосредоточиться. Однако если у вас есть хотя бы полчаса, их уже вполне реально провести с пользой.

Таким образом, наиболее эффективный подход — это занятия по 1,5-2 часа, которые повторяются несколько раз в день. Впрочем, все приведённые выше цифры индивидуальны и могут варьироваться — подберите себе график, руководствуясь своими ощущениями. Основные идеи — как можно более равномерное распределение занятий по дню или неделе, и чередование репертуара.

Ещё один способ контроля эффективности занятий — подсчёт количества проигрываний, "прогонов" пьесы или фрагмента (вплоть до рисования крестиков на бумаге). С одной стороны, такой метод может быть полезен для самоконтроля — занятия одной и той же длительности по времени могут иметь разную эффективность только из-за различного психофизиологического состояния. Рассеянный или усталый человек делает за одно и то же время гораздо меньше, нежели чем бодрый и собранный, и полагаться при оценке эффективности занятий только на свои ощущения и часы может быть обманчиво. С другой стороны, метод "подсчётов" может быть полезен и для самомотивации — предельно конкретную задачу чисто психологически легче выполнить. Скажем, сыграть какой-то фрагмент в темпах 100, 105, 110, 115 и 120 ударов метронома по триста раз соответственно — это гораздо более конкретная задача, нежели чем "научиться играть этот фрагмент чисто в темпе 120", и выполнить эту задачу будет легче уже только из-за этого.

Интересной может быть оценка количества проигрываний пьесы в целях её подготовки для записи или выступления. Скажем, сколько раз вам нужно сыграть условно лёгкую пьесу после разучивания текста, чтобы эту пьесу удалось записать? Скорее всего, количество должно исчисляться сотнями. Впрочем, вы можете проверить сами...