Найти в Дзене
Русские привычки

Почему не стоит читать "Хоббита" Толкина в 30 лет

Рубрика #книгиПростакова

Любой разговор о прочтении Толкина или, скажем, Роулинг в моем случае надо начинать с эпиграфа из Пушкина: «Блажен, кто вовремя был молод. // Блажен, кто вовремя расцвёл». И как вы понимаете, это естественно не мой случай. Масса литературы, которую нужно читать до 18-20 лет прошла мимо меня — это моя большая проблема. Надеюсь, наверстать со своими будущими детьми.

Но факт остается фактом: от Толкина я не получаю должного удовольствия. То есть общее впечатление такое: хм, интересно, да. Интеллектуальный разговор о мире Средиземья и его влиянии на наш бренный мир я, конечно, поддержу, но огня в моих глазах не будет. Особенно мне легко это сравнить со «Звездными войнами» — вот их я успел посмотрел до означенного возраста, и в итоге сейчас я 30-летний гик, готовый с пеной у рта отстаивать, что трилогия-приквелов не так плоха, как о ней говорят, а лучший фильм по мотивам — «Изгой-Один». А вот, что и как там извратил Питер Джексон мне совершенно не интересно.

Собственно, «Хоббита» я прочитал, потому что на новогодних каникулах пересмотрел соответствующую голливудскую трилогию — хотелось сверить. Меня зарежут эльфийским мечом, но фильм ничем не хуже повести. И даже переписанный местами сюжет пошел повести Толкина только на пользу.

Но кроме шуток, во всём пантеоне героев Толкина интереснее всего следить за Богом-Гендальфом. Появляется, когда он нужнее всего, его даже не надо просить. За твоей спиной делаем всё самое важное — на что ты просто не способен. И возлагает на тебя только тот крест, который ты способен понести. При всём моем непринятии сердцем мира Толкина остается только порадоваться, что одна из самых читаемых книг в мире — христианская сага «Властелин колец» с приквелом «Хоббит». И как сказал один христианин совсем по-другому поводу, «Так ушел в прошлое Нерон — как минуют вихрь, буря, пожар, война или моровая язва, а базилика Петра до сих пор с ватиканских высот царит над миром и городом».

Боже, храни все Торбы-на-Круче, вместе взятые!