Продолжаем серию этнографических записок по неизвестному северному Кавказу. Сегодня мы поговорим о природе не туристической территории республики Кабардино - Балкарии.
Кабардино — Балкария (КБР) — следующая республика на пути от Казбека до Эльбруса. Площадь её почти в 1,5 раза площади Северной Осетии, а протянулась она от Хазнидонского до Баксанского ущелья.
Итак, миновав множество горных дорог в Северной Осетии, продвигаясь все дальше и дальше на запад, вдоль Главного Кавказского Хребта (ГКХ),
маршрут по Северной Осетии завершался селе Чикола, расположеного в Дигорском ущелье.
И тут самое время напомнить, что основная цель этой серии этнографических путешествий "Тайны неизвестного Кавказа" — пройти через села и аулы
республик Северного Кавказа горными дорогами максимально параллельно ГКХ и с минимальным выездом на дороги с твердым покрытием, через самые отдаленные
альпийские луга и кошары, в местах, где обычные туристы скорее редкость, чем привычное явление.
Поэтому, следуя основной цели путешествия, перемещение из Осетинского села Чикола в Хазнидонское ущелье КБР будет происходить через отроги Лесистого хребта, по трассе, соеденяющей Лескен и Чиколу.
Хазниндонское ущелье — это одно из наиболее красивых и загадочных ущелий в КБР, хотя и незаслуженно непопулярное место у туристов.
Отчасти это связано из-за его удаленности от основных туристических маршрутов (той же Безенгийской стены или Баксанского ущелья с Приэльбрусьем),
а отчасти с полностью отсутствующей здесь туристической инфраструктурой, притом, что годовой поток туристов в КБР превышает население этой
небольшой республики.
Но в нашем случае — это скорее плюс, чем минус, ведь благодаря этому, здесь отсутствуют бесконечно снующие по склонам гор пешие туристы и уж тем более какой-либо трафик.
Только ярко сочные альпийские луга, только редкие кошары и чабаны и скотина — все то, за что мы так любим наш Кавказ.
Асфальтированная дорога идет в ущелье до села Ташлы — Тала, где путешественники могут выбрать куда двигаться дальше — изучать
Хазнидонское ущелье, или уйти на село Верхняя Жемтала в Суканское ущелье и подниматься вверх по р. Псыгансу в Черекское ущелье.
Немаловажный факт, что из Хазнидонского в Суканское ущелье есть грунтовая дорога через перевал Хазни высотой 2563м, дорога непростая, но об этом позднее…
За Ташлы — Тала, асфальт вдоль реки Хазнидон заканчинвается и начинается узкая каменистая грунтовка вдоль Хазнидонской теснины.
Учитывая, что эта часть путешествия проходила в начале июня — горы пестрят от салатово — зеленых красок, а шапки ледников еще не до конца скинули
свои белые одеяния, ну а теснина ничем не уступает по своей красоте аналогичной теснине в Чегемском ущелье.
Между прочим, высокогорная часть Хазнидонского ущелья является частью Кабардино-балкарского высокогорного заповедника,
в который входят крупнейшие ледниковые массивы республики, поэтому не везде возможен подъезд на автомобиле.
И еще один интересный исторический факт, мало отраженный в открытых источниках — Хазнидонские урановые рудники.
По — некоторым данным они функционировали в 50-е — 60-е годы XX — столетия, находились ближе к леднигу Псыгансу, и дорога от Ташлы — Тала была пробита
именно под транспортировку урана грузовыми автомобилями.
Вдоль грунтовой дороги от Ташлы — Тала идут цветографические знаки сине-желтого цвета, что также подтверждает присутствие здесь урановых рудников — устье горной выработки / шахты (синий) и желтый цвет — полезное ископаемое (уран) .
Такие знаки наносились для водителей транспортировавших груз, указывая направление выезда из ущелья.
Точное местоположение рудников было засекречено, но местами видны остатки полок, ведущих к штольням шахт.
Увы, с годами, по-причине высокой сыпучести грунтов ущелья — горы забрали обратно труды деятельности человека и полки превратились местами в склоны гор.
В 9 км от Ташлы-Тала стоит одинокий могильник, похожий на могильники ранее встреченные в Осетинском Даргавасе, но в этом случае он почти полностью замурован.
От могильника уходит дорога на перевал Хазни по которому мы покинем ущелье позднее, а пока впереди открываются снежные шапки ледника Псыгансу.
Погода в ущелье непредсказуема и меняется кардинально несколько раз в течение дня — от абсолютного тумана до чистого ярко синего неба.
Дорога, поднимаясь и петляя по камням вверх в ущелье, периодически пересекает р. Хазнидон в нескольких местах.
И полное отсутствие цивилизации в этих местах. Только одинокие кошары и летние пастбища скота.
Надо учитывать, что в начале июня начинается активный период таяния ледников, бурные горные речки во многих местах полноводны и их пересечение может
доставить проблем, а в сентябре наоборот — реки маловодны, но и нет того буйства ярко-зеленых красок и белоснежных шапок ледников.
Преодолев чуть более 9км от могильника вверх по ущелью минуем крайнюю кошару в ущелье и упираемся в язык ледника Псыгансу.
Все, навигатор молчаливо сообщает, что до Дигорского ущелья и р. Урух, остается всего 10 км по азимуту. Да, это то самое место, которое описано в последней части по Осетии — дальше дороги нет, только
пеший маршрут.
Урановые рудники должны быть где-то здесь, но это отдельная история и отдельное путешествие с счетчиком Гейгера. Когда-нибудь.
Остается вернуться назад к могильнику и уйти на перевал Хазни, высотой 2563м.
Да, перевал непростой, с узкими полками и частыми осыпями со стороны Хазнидонского ущелья, а со стороны Суканского ущелья — крутой глиняный скользкий подъем, который
может быть весьма непростым в дождливую погоду.
Где-то на полке со стороны Хазнидонского ущелья местный внедорожный клую допустил ошибку пилотирования и не удержал автомобиль на полке. На youtube есть небольшой
ролик по этому случаю.
Но в сухую погоду с июня по октябрь, перевал доступен для любой полноприводной внедорожной технике на любых колесах — при аккуратном прохождении опасных мест.
А с перевала открывается великолепная панорама на Хазнидонское и Суканские ущелья
Тем более, что склоны горы Хазни покрыты ярко-зеленым альпийским ковром, на котором с удовольствием пасутся бараны и коровы в больших количествах.
Аккуратный спуск по размокшему серпантину и открывается фантастический вид на Суканское ущелье с быстрой и бурной рекой Псыгансу.
Вдоль этой реки идет грунтовая дорога в Верхнюю Балкарию из Верхней Жемталы
и этот участок доступен даже легковым автомобилям.
А спустившись в Суканское ущелье, перед путешественниками в хорошую погоду, если повезет, приоткроет свои вершины ледник Псыгансу
И насладившись отличными картинками долины Псыгансу через перевал Курноят путешественники спускаются в Черек-Балкарское ущелье к селу Верхняя Балкария.
Черек-Балкарское ущелье и Верхняя Балкария…
До начала XX века в ущелье реки Черек-Балкарский располагалось 18 селений — Верхний и Нижний Шканты, Тура, Верхний и Нижний Кюнлюм, Чегет-Эль, Фардык, Сауту, Шаурдат, Курнаят, Мухол, Тёбен-Эль,
Мукуш, Коспарты, Зарашки, Зылги, а также родовые аулы Темукуевых и Глашевых.
В 1944 году балкарцы подверглись депортации в Среднюю Азию. Вследствие этого все селения пробыли в заброшенном состоянии около 13 лет. А выселению балкарцев с родины предшествовали события, позже обозначенные историками как Черекская трагедия.
Напротив современной Верхней Балкарии, расположившейся на правом берегу Черека, на левом берегу находятся развлины аула Куннюм и нескольких других уже полузабытых аулов
с разрушенными боевыми родовыми башнями — среди них наиболее известны башни Бозиевых, Абаевых.
В нижних этажах горцы хранили запасы провизии и питьевой воды, выше укрывались члены семьи во время нашествия врагов.
В развалинах старых аулов местами сохранились даже комнатные перегородки, а всё постройки выполнены из небольших валунов.
До 1944 года, когда местные жители были депортированы после Черекской трагедии старые аулы бурлили и жили.
В современной Верхней Балкарии, состоящей из крепких новых домов сохранился и символ этого села — башня Амирановых, построенная на огромном валуне.
За Верхней Балкарией начинается самая живописная часть Черек — Балкарского ущелья, в которое ведет новая реконструированная дорога "Верхняя Балкария — заповедник "Штулинская поляна"
Можно предположить, что дорога строится под будущий туристический кластер в районе.
Заповедник "Штулинская поляна" находится у истока реки Черек — Балкарский, образуемой слиянием двух рек Дыхсу и Карасу.
Это бурные и очень живые горные реки от двух мощнейших ледников КБР — Штулу и Дых-Су.
Огромная территория "Поляны" примечательна не только тем, что находится у слияния двух мощных рек в окружении цветущего разнотравья, но и тем, что здесь расположено несколько нарзанных источников.
И окончательно картину ущелья, дополняют окружающие это ущелья высокие пики четырех-тысячников, а с южной стороны возвышаются вершины-красавцы пятитысячники — Коштантау (5152 м) и Мижирги (5018 м).
В советское время из турбазы «Голубые озера» через Штулинскую поляну и перевал Гезевцек (3540 м), находящийся на ГКХ и ведущий в Рачинское ущелье Грузии,
проходил всесоюзный маршрут № 101, который оканчивался на Черном море в Грузии, но в наши дни доступны только маршруты в пределах границы РФ.
Из интересных фактов…
Для пеших туристов, маршрут вдоль ущелья реки Дых-Су приводит к перевалу Дыхниауш (3836 м), соединяющий ледник Дыз-Су с ледником Безенги и долиной Безенги.
А для путешественников на автомобилях, после нарзанных источников, через километр-полтора новая отсыпная дорога закончится и дальше продолжит петлять еще несколько километров вдоль реки Карасу только разбитая горная грунтовка по пробитой много лет назад на склоне хребта узкой "полке".
По мере продвижения вверх по реке, дорога будет становиться всё менее накатанной, а иногда и вовсе пропадать из виду, но особо упорные путешественники могут попытаться подъехать максимально близко к языку ледника, оставив далеко позади последнюю кошару в ущелье.
А потом и теряющийся след уже превращается в едва — заметную тропу, ведущую на перевал Штулу в Дигорское ущелье Осетии и через тот самый перевал ГКХ Гезевцек в Грузию.
Но не стоит забывать, что на автомобиле сюда можно добраться только в конце лета и осени.
В начале же лета, лавины и ледник могут преградить дорогу гораздо раньше, благо узких мест здесь сполна хватает на той же полке.
Ну и не лишним будет напомнить, что и здесь потребуются пропуска в 5-км пограничную зону, так как грунтовая дорога у подножия ледника заканчивается ~ в 7 км от государственной границы и
возможна встреча с пограничным нарядом.
В этих глухих и безлюдных местах можно встретить как туров, так и домашних яков, обитающих здесь в больших количествах.
При наличии свободного дня — можно подняться на перевал Штулу (3300м) и полюбоваться открывшейся панорамой Главного Кавказского Хребта и пятитысячными вершинами.
Увы, но скорость отсупления ледников на Кавказе не может огорчать, за последние десятилетия ледники отступили к ГКХ на несколько километров и ранней осенью они едва покрывают склоны ГКХ.
Возможно через несколько десятков лет ледники Штулу, Безенги и Мижирги полностью исчезнут в этой части Кавказа, поэтому надо пользоваться моментом.
Из интересных наблюдений: дорожные работы в этой части КБР проходят достаточно активно, за несколько месяцев работ (с июня по сентябрь 2015г), строителям удалось не только отсыпать и расширить несколько километров полки на склонах ущелья, но и пройти серпантин от поляны до нарзанных источников. Хотелось
бы верить, что дорогу пробивать дальше в Дигорское ущелье через перевал Штулу не будут, а мы сохраним этот уголок Кавказа в том виде, который он имеет сейчас.
Ну что, пора двигаться дальше, к самому сложному автомобильному перевалу не только в КБР, но и, пожалуй, на всем Северном Кавказе.
Перевал Чегетджара или менее распространенное название — Школьный с высотой 3125м, расположенный на горной дороге, соединяющей село Верхняя Балкарию в Черекском ущелье и село Безенги в Хуламо-Безенгийском ущелье республики...