Найти тему
РЕТРОФИЛ

Легенда №17 Валерий Харламов предчувствовал свою смерть

Вся жизнь Валерия Харламова пролетела на сумасшедшей скорости. Он появился на свет в машине: его мама родила 14 января 1948 года по дороге в роддом. И так же стремительно, на скорости сто километров в час, покинул этот мир. 27 августа 1981 года на 74 километре Ленинградского шоссе из измятой "Волги" извлекли тело легендарного хоккеиста Валерия Харламова, его супруги Ирины и ее двоюродного брата Сергея.

С Ириной Смирновой, своей будущей супругой, Харламов познакомился в 1975 году в московском ресторане "Россия". Девушка с подружками праздновала там день рождения, а Валерий с друзьями зашел на огонек. Мама Иры не одобряла эти отношения - имя Харламова на весь мир гремело. Вот женщина и думала, что хоккеист ничего к его дочери не испытывает. Переживала, что наиграется и бросит ее. А потом Ира ошарашила: "Мама, я беременна". Призналась, что отец будущего ребенка - Валерий Харламов.

В начале 1976 года у Ирины родился сын Александр. А вскоре состоялось и первое знакомство Валерия Харламова с будущей тещей. Потом он признается: боялся, что та его с лестницы спустит. Валерий и Ирина расписались в мае 1976 года. Именно в этом месяце у Харламова образовалась дыра между спортивными выездами. Поэтому свадьбу играли вопреки народному поверью: жениться в мае - маяться всю жизнь. А летом Валерий и Ирина попали в автомобильную аварию. "Волга", которой управлял прославленный хоккеист, во время обгона грузовика врезалась в осветительный столб.

-2

Харламов гонял, как сумасшедший, с ним страшно было ездить. На все вопросы: «Куда ты несешься?» постоянно отшучивался: "Не люблю тихо ездить". Даже гаишники знали его машину и не тормозили. Часто, возвращаясь с дачи под Клином, попадал в жуткую пробку на Ленинградке. И гаишники через рупор приказывали: "Волга" 00-17, встаньте в хвост!". Включали сирену и шпарили до самой Москвы без остановок.

После той аварии Валерий Харламов оказался на больничной койке госпиталя им. Бурденко с многочисленными переломами ребер, лодыжек, сотрясением мозга. Его супруге Ирине хирурги шесть часов собирали раздробленную пятку. Женщину выписали раньше. И Валерий сбегал из госпиталя. В больничных воротах дырка была, он через нее и удирал. Сразу после вечернего обхода, чтобы врачи не заметили. Прямо в больничной одежде и на костылях ловил частника - и домой. А утром или такси вызывал или с ребятами договаривался, чтобы отвезли его обратно в больницу до утреннего обхода. Однажды приходит вечером и говорит теще: "Мам, спустись вниз, посмотри, там должны два трупа лежать". Женщина перепугалась не на шутку, а он плечами пожимает: "Зашел в арку, а там какая-то шпана пристала, попросила закурить. Не узнали меня, что ли... А когда я ответил, что не курю, они меня в грудь саданули. Ну я им и накостылял".

Какой камень лежал на душе у Харламова, родные могли только догадываться. После той аварии врачи сомневались, что Харламов сможет по-прежнему носиться по льду. Для окружающих на разговоры о хоккее было наложено жесткое табу. Переживал сильно, виду не показывал. И врачи делали все, чтобы поставить его на ноги. Еще в гипсе ходил, а уже тренироваться начал - в госпитале ему выделили отдельную палату.

Осенью 1976 года ко всеобщему ликованию хоккейных болельщиков семнадцатый номер - Валерий Харламов - вернулся на лед. А уже в следующем году хоккеист стал семикратным чемпионом СССР в составе ЦСКА. И снова - золото чемпионатов Европы и мира.

-3

Хоккей любил до беспамятства. Уходя на игру, чмокнет Иру: "Сегодня в честь тебя непременно гол забью". И всегда ей гвоздики приносил. Поклонницы дарили ему цветы охапками, а он их жене относил. С этими поклонницами беда одна была. Однажды Валерий притащил целый мешок писем - они наприходили в ЦСКА на его имя. Он этот мешок вручил, теще: "Читай, если хочешь отвечай". Сам он ни одного письма не прочел, конверты все запечатанные были. Женщина вспоминала, как во время чтения голову хваталась: неужели такая любовь может быть? Одна девушка даже жить не хотела из-за Валерия. А по телефону сколько раз Иру обвиняли: "Ты у меня мужа отбила! Ты незаконная жена!". Как-то позвонили в дверь. Ирина открыла. На пороге стояла какая-то девушка. Ударила Иру по лицу, развернулась и ушла. Ира весь вечер проплакала. Валерий утешал: "Не переживай. Мало ли сумасшедших". Но выходить на улицу одной уже не разрешал.

В 1977 году у Харламовых родилась дочь. Ирина хотела назвать девочку Катей, но Валерий и здесь показал скорость: опередив супругу, он дал дочке необычное имя – Бегонита. В честь своей мамы. Она испанка, в тридцатых годах попала в Советский Союз, воспитывалась в детдоме. У нее имя было, сразу не выговоришь - Арибе Орбат Хермане. Рассказывала, что ее дразнили известным русским словом, созвучным с Хермане. Поэтому она сама себя назвала Бегонией.

Харламов безумно хотел, чтобы Ирина родила ему дочку. Он повсюду таскал Бегониту с собой, пеленки за ней стирал. А вот Сашу держал на расстоянии. Мужика хотел из него сделать. Если захнычет, Валера внушал ему: "Нельзя плакать. Ты мужчина - должен держаться!"

Ту "Волгу", на которой Харламовы попали в аварию, Валерий продал. За новой машиной этой же марки специально ездил в Горький. Лихачил как прежде. Но теперь иногда уступал место водителя своей супруге. У Иры водительских прав не было, но Валерий поднатаскал ее в вождении. В августе 1981 года сборную команду СССР по хоккею ждал Кубок Канады. Но, неожиданно для всех, Виктор Тихонов, тренер ЦСКА, списал Харламова со счетов. Слухи бродили самые разные: то ли из-за каких-то прошлых прегрешений хоккеиста, то ли из-за его неважной физической формы... Так или иначе, Валерий Харламов остался дома.

26 августа он встречал в Шереметьево Иру с Сашей, они возвращались из Ялты. Приехали на дачу в Покровку. Ирина предупредила маму, что о хоккее лучше не заикаться. Вечером сказала, что у нее разболелась голова и отправилась спать. Следом пошел Валерий. Но почти не спал. Все ходил по комнате. Переживал... Утром они начали собираться в дорогу. Валерий торопился к 11 утра на тренировку. Теща попросилась отвезти ее с внуками в Москву. Но Ира ответила: "Через несколько дней сходим по грибы, потом все вместе вернемся в город". С ними поехал двоюродный брат Иры Сергей Иванов За руль сел Валера, а вскоре его родным сообщили об аварии...

Трагедия произошла в семь утра на 74 километре Ленинградского шоссе. "Волгу" Харламовых, мчавшуюся со скоростью около 100 км/час, вынесло на встречную полосу, по которой несся грузовик. Столкновение было неизбежно. Валерий Харламов и Сергей Иванов погибли мгновенно. Женщина пережила их всего на несколько минут. Потом будет установлено, что это она находилась за рулем легковушки. Ей было 25 лет, Валерию - 33 года. Последнее время Валерий повторял: "Уйду скоро, но Иришку здесь не оставлю. Заберу с собой". Они похоронены на Кунцевском кладбище в Москве. Проводить в последний путь великого хоккеиста пришли тысячи людей. Его смерть стала трагедией для всех...