Канд. техн. наук В.Н. Лукьянов, И.В. Собинков
ОАО «ВНИИТрансмаш»
Вопросы оборонной техники. Серия 16: Технические средства противодействия терроризму. 2017.
В статье описываются опорно-поворотные устройства, использующиеся в отечественных и зарубежных образцах БТВТ, а также разработка и внедрение нового опорно-поворотного устройства с упругими элементами из фенилона, сочетающего простоту конструкции, технологичность изготовления, повышенные точностные и прочностные характеристики.
Конструкция и эксплуатационные свойства опорно-поворотных устройств (ОПУ), или погонов, бронетанковой техники должны удовлетворять требованиям её боевого применения:
- точность наведения;
- ударостойкость при собственном выстреле и снарядном обстреле;
- вращение башни с наименьшим моментом сопротивления и сохранение его стабильности при кренах и дифферентах;
- безотказность работы в любых климатических условиях, в том числе повышенной загрязненности, запыленности, влажности;
- минимальные абразивный износ и механические повреждения при контакте тел качения с беговыми дорожками, отсутствие коррозии;
- отсутствие необходимости многократного обслуживания;
- минимальные массогабаритные характеристики ОПУ должны быть технологичными и недорогостоящими в серийном производстве.
Совершенствованию ОПУ уделяется достаточное внимание как у нас, так и за рубежом.
В США разработками погонов занимается фирма «Rotek». Их первые модели имели тороидальные расточки колец, а в качестве элементов качения использовались стальные шары (рис. 1, а). Затем сталь была заменена на пластмассу — фенол или поликарбонат, а сложные в изготовлении тороидальные беговые дорожки — на конусные (рис. 1, б), при этом, как считали американские специалисты, такие погоны могли функционировать без смазки. Они обеспечивают малое сопротивление вращению, механические повреждения беговых дорожек практически отсутствует, а благодаря податливости пластмассовых шаров общая нагрузка распределяется более равномерно, нежели со стальными.
Оказалось, что шары на основе фенола имеют недостаточную прочность для танков, а шары из поликарбоната подвержены пластической деформации при длительном хранении. Поэтому
погоны с пластмассовыми шарами используются в машинах с малонагруженными башнями.
В ряде ОПУ шары заменены на стальные ролики (рис. 1, в). Они обеспечивают снижение контактных напряжений под нагрузкой за счет увеличения пятна контакта.
Однорядные шариковые и роликовые опоры имеют тенденцию «люфтить» в радиальном направлении. Этого лишены многорядные опоры (рис. 1, г), однако последние имеют большие габариты, массу и требуют высокоточной технологии изготовления и сборки.
Фирмой «Rotek» были сконструированы погоны с проволочными беговыми дорожками. Проволока с лысками для вращения шаров или роликов укладывается в тороидальные гнёзда-канавки колец погона (рис. 1, д, е). Благодаря изготовлению проволоки из пружинных сталей, проволочные беговые дорожеки могут скручиваться в тороидальных расточках, являясь самоустанав- ливающимися элементами, компенсирующими перекосы колец.
По мнению самих зарубежных специалистов, такие ОПУ конструктивно сложны и дорогостоящи в изготовлении, хотя это компенсируется
более высокими точностными и эксплуатационными параметрами. Также недостатком является низкая ударостойкость погонов.
Отечественные объекты БТВТ оснащены погонами со стальными шарами и тороидальными беговыми дорожками [1-4], схема которых показана на рис. 2.
Эти ОПУ характеризуются высокими контактными напряжениями шаров с дорожками, наличием люфтов и зазоров, необходимостью закалки колец токами высокой частоты (ТВЧ) и устранением после неё эллипсности трудоемкой рихтовкой, наличием консистентной смазки, приводящей к образованию твердого абразивного слоя и повышению момента сопротивления вращению при длительной эксплуатации.
Анализ зарубежного и отечественного опыта позволил специалистам ОАО «ВНИИТрансмаш» разработать конструкцию нового ОПУ (рис. 3), которое сочетает простоту и технологичность изготовления, малую стоимость, улучшенные точностные параметры и высокую ударостойкость [6-8].
В основе разработки, и это является принципиальным отличием от существующих погонов, сочетание упругих роликов, обеспечивающих вра щение башни, и свободно скользящих по беговым дорожкам упоров в виде кубиков, воспринимающих экстремальную нагрузку, например, при снарядном обстреле машины.
И ролики, и упоры изготавливаются из высокопрочной ударостойкой пластмассы фенилон С2, пригодной для эксплуатации при воздействии больших статических и динамических нагрузок в интервале температур от минус 80°С до плюс 200°С, в условиях воздействия морской воды и различных концентрированных щелочных и кислотных сред. Фенилон не растворяется и не набухает в большинстве органических растворителей углеводородах (топливах, маслах), его отличительной чертой является сочетание большой жесткости и прочности с высокой ударной вязкостью [5].
Подробное описание нового ОПУ приведено в статье [1]. Оно имеет конусные беговые дорожки. Каждый ролик расположен в коробчатом сепараторе, который может быть выполнен либо из полиарилата ДВ 106, либо из стали. Часть роликов с сепараторами устанавливаются с разворотом на 90°, что необходимо для обеспечения стабильности момента сопротивления вращению при кренах и дифферентах. Между роликами в определенном порядке располагаются упоры.
Размер упора меньше диаметра ролика на величину допустимой упругой деформации последнего. Таким образом, ролики обеспечивают точное наведение башни на цель, причём, благодаря своей упругости, выполняют роль дополнительного микроподрессоривания башни относительно корпуса, а упоры защищают погон от повреждений при значительных ударных нагрузках.
Упоры выполняют роль не только ограничителей деформации роликов, но и препятствуют «раскрытию» погона, являясь своеобразными
замками — при попадании снаряда в танк они заклинивают верхнее и нижнее кольца, и ОПУ работает как цельное устройство.
При использовании фенилона отпадает необходимость в большом количестве консистентной смазки. Достаточно тонкого слоя дисульфитомо- либденовой пасты, которой натирают беговые дорожки, ролики и упоры.
ОПУ с кинематическими элементами из фенилона обладают целым рядом преимуществ по сравнению с зарубежными и отечественными образцами.
По сравнению с отечественными серийными шаровыми погонами имеют простую конструкцию с несложными в изготовлении конусными беговыми дорожками, отпадает необходимость термообработки беговых дорожек ТВЧ, что резко уменьшает эллипсность колец и исключает рихтовку.
Благодаря упругости повышается безотказность функционирования погона за счёт возможности роликов деформироваться при перекосах дорожек. Все ролики находятся в постоянном контакте с беговыми дорожками, тогда как в шаровом ОПУ из-за технологической разномерности шаров в контакте находится только часть из них.
Исследования, проведённые в ОАО «ВНИИ -Трансмаш» [5, 7], показали, что микроподрессоривание башни повышает разрешающую способность прицела в 1,3 1,5 раза, а уровень колебаний дульного среза пушки в горизонтальной плоскости при скорости танка 20 км/час снижается в 1,6 раза.
Уменьшение зазоров и люфтов с 1,5 мм при селективном подборе колец шаровых ОПУ до 0,5.. .0,8 мм без подбора колец для ОПУ фенилоновыми элементами повышает точность наведения башни и снижает нагрузки на привод, в том числе при больших кренах и дифферентах танка.
Количество роликов и упоров и их взаимное расположение в зависимости от массогабаритных характеристик и характеристик вооружения конкретного объекта определяется по разрабо танной ОАО «ВНИИТрансмаш» специальной методике геометрического и прочностного расчёта погонов [7].
Новое ОПУ было внедрено в целый ряд объектов БТВТ. Оно прошло опытную отработку в процессе стационарных, пробеговых и стрель- бовых испытаний серийных танков Т-72 и Т-80, опытных танков со 152-мм орудием повышенного могущества об. 292, 195 и 477, СПТП «Спрут- СД», БМП-3.
Танк Т-72 прошёл более 14000 км по различным трассам и сделал более 150 выстрелов, объекты 195 — более 15000 км и 650 выстрелов, объект 292-3800 км и 30 выстрелов.
Испытания подтвердили преимущества таких погонов — стабильность момента сопротивления вращению башни и безотказность функционирования.
Танк Т-72 был подвергнут снарядному обстрелу 43-мя выстрелами из пушки Д-81 и 17-ю выстрелами из РПГ-9. Из-за деформации подбашенного листа болты крепления погона в переднем секторе были сорваны, однако погон сохранил работоспособность до последнего выстрела, обеспечив поворот башни на 360 град.
Сегодня погоны с коническими беговыми дорожками и кинематическими элементами из фенилона установлены на перспективных образцах. При этом для образцов с повышенными скоростями вращения башни пластмассовые сепараторы заменены на стальные.
На опытных образцах машин лёгкой весовой категории аналогичные ОПУ также успешно прошли испытания. В них, для снижения массы, кольца изготовлены из алюминиевых сплавов, а ролики, упоры и сепараторы имеют меньшие по сравнению с погонами для танков и САО типоразмеры.
В настоящее время погоны внедрены в серию СПТП «Спрут-СД» и установлены в модернизированном образце «Спрут-СДМ1».
Использованием фенилоновых кинематических элементов заинтересовались разработчики вооружения кораблей ВМФ. Для них, помимо описанных выше преимуществ, существенным оказались их антикоррозионные свойства при воздействии тропического влажного морского климата.
Однорядное ОПУ с возможностью регулировки диаметрального зазора применяется на артиллерийской установке АК-192 фрегатов пр. 22350, где фенилоновые элементы также используются в конвейере подачи боеприпасов.
Ещё один пример использования погона с фенилоновыми элементами — торпедная установка СМ-588 новых фрегатов и корветов.
Перспективным направлением использования разработки ОАО «ВНИИТрансмаш» может быть робототехника, где требуются высокоточные безлюфтовые ОПУ, возможность работы в агрессивных средах, без использования консистентной смазки.
Литература
1. Галецкий В.С., Иванов И.К., Лукьянов В.Н. Новое опорно-поворотные устройство в бронетехнике // Актуальные проблемы защиты и безопасности. Труды XIII Всероссийской научно-практической конференции. Бронетанковая техника и вооружение. Том 3. — СПб., 2010 г. С. 73-76.
2. Танк Т-80. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. МО СССР. — М., 1979.
3. Комиссар А.Г. Опоры качения в тяжёлых режимах эксплуатации: Справочник. — М.: Машиностроение. 1987. 278 с.
4. Лепешинский И.Ю. и др. Устройство бронетанковой техники. В двух частях. Часть 2. Учебное пособие. — Омск: Изд-во ОмГТУ. 2011. 144 с.
5. Разработка универсальной технологической схемы получения кинематических элементов из фенилона С2. ВНИИСС. 1989 г.
6. Методика расчета опорно-поворотного устройства с упругими фенилоновыми роликами и упорами. ОАО «ВНИИТрансмаш». — Л.: 1992 г.
7. Методика по расчёту опорно-поворотного устройства с фенилоновыми роликами и упорами. ЖАИБ 30241-22-01РР. ВНИИТрансмаш. 2011 г.
Ударостойкое опорно-поворотное устройство, патент № 2241149 от 27.11.2004 г.