Найти в Дзене
История: факты и мифы

Откуда пришла Новогодняя Ёлка?

Оглавление

Сейчас Новый год наверное, самый любимый наш праздник. Постепенно восстанавливается и традиция празднования Рождества. Как было дело до революции?

До первой звезды нельзя

К Рождеству в дореволюционной России относились с особенной любовью и почтением. Традиции его празднования почти не менялись со временем. Особенно в сельской местности, куда новые веяния добирались с большим опозданием.

Горожане и крестьяне соблюдали Рождественский пост с одинаковым тщанием. И соблюдали не по привычке, а истинно верили, что делают это, чтобы очистить душу. В канун Рождества, в сочельник, вообще за стол не садились, пока на небе не появится первая звезда. В этот день и хозяйством заниматься было не принято. Только самые необходимые домашние заботы не более того. Угощение для праздничного стола готовили заранее, чтобы последний день поста посвятить молитвам и добрым делам. Могли только сварить кашу для кутьи обязательного рождественского блюда. Но делалось это до того, как приходила пора кормить домашнюю птицу и скот: по обычаю, часть каши скармливали животным. А для людей заправляли кутью медом, орехами и фруктами только вечером, незадолго до ужина.

Обязательным в этот день было посещение церкви, когда по городам и деревням разливался чистый голос церковных колоколов, сзывающих прихожан к литургии.

У городских жителей в сочельник было принято наносить визиты родственникам, выказывая почтение к старшим. Люди, имевшие достаток, занимались благотворительностью: подавали милостыню, посещали богадельни. Царь подобные дела поощрял, сам подавая пример подданным.

А в деревенских домах вечером вся семья собиралась на молитву. Красный угол избы устилали сеном и соломой, ставили кутью под образами. Только совершив эти последние приготовления, посылали детей высматривать первую звезду. А потом сытный ужин и веселье.

Мясо, бывшее под запретом все время поста, на столе было обязательно. Традиционно хозяйки потчевали семью и гостей поросенком под хреном, уткой в яблоках, зайчатиной, студнем, рыбой. Не было недостатка в медовых пряниках, засахаренных ягодах и фруктах, в пирогах открытых и закрытых, с мясом и с капустой.

Запивали это все взваром, компотом или киселем. Алкоголь под запретом не был, но неумеренное его потребление порицалось церковью.

Рождественские вертепы

После трапезы начинались гуляния. Вот тут-то и сказывались отличия между городом и деревней.

Крестьянские дети готовились к этому времени заранее. Они делали посохи с закрепленной в навершии свечой, украшали их восьмиконечной звездой и разучивали песни, да непростые. В старину их называли колядами, а посвящены они были Коляде – древнерусскому божеству молодого солнца. С этими песнями в древности дети ходили по домам в день зимнего солнцестояния, пели и получали за это подарки.

С приходом на Русь христианства этот обычай не забыли, просто в песнях теперь славили Христа. И называться такие певцы стали христославами, или славильщиками. Ходили христославы по деревне, как исстари было заведено, стучались в дома и за свои представления получали угощение или даже деньги.

Дети постарше создавали специальные рождественские вертепы – небольшие кукольные театры, в которых собственноручно вырезанными фигурками разыгрывали библейские сценки.

-2

В городах же и христославов можно было встретить редко, и рождественских вертепов почти не делали. Зато в богатых семьях ставили домашние спектакли на библейские мотивы и приглашали на представление гостей.

В остальном же народные гуляния на Рождество не сильно различались в городе и деревне: катались на санях и на коньках, играли в снежки, пели песни. В столице, правда, устраивались карнавалы или маскарады. Но такие развлечения могли себе позволить только богатые люди.

Дед Морозко

Новый год в России до 1700 года отмечали 1 сентября. Но Петр I в декабре 1699 года издал указ, согласно которому Новый год начинался с 1 января. Тогда же были устроены первые народные гуляния с фейерверками на главной площади. А еще царь повелел: «По большим и проезжим знатным улицам знатным людям пред вороты учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых и можжевеловых». Традицию эту Петр позаимствовал у европейцев. Но сосновые и можжевеловые ветви людям не понравились, и после смерти царя о них забыли. А вот Новый год прижился. Тем более что все равно приходился на Святки – праздничные дни между Рождеством и Крещением.

Сейчас празднование Нового года не обходится без елки. И кажется, что это исконно русский обычай. Однако елка пришла к нам только в начале XIX века из Германии. Украшенная по обычаям лютеран сладостями и свечами, она была впервые поставлена к празднованию Рождества в 1817 году в покоях великой княгини Александры Федоровны, жены великого князя Николая Павловича, будущего императора Николая I. Ее императорское высочество, урожденная прусская принцесса, скучала по дому, и супруг позволил ей устроить праздник так, как это было принято у нее на родине.

Но только после 1828 года рождественская елка стала неотъемлемой частью праздников в царском дворце. Придворные новшество оценили и переняли. Позже вечнозеленые разлапистые красавицы перебрались и в праздничные дома обычных людей.

Однако православная церковь не стремилась поддерживать чужеземный обычай. В глубинке же о нем и вовсе ничего не знали. К тому же елка у славян была связана с похоронными обрядами. Так что прижиться этому обычаю в деревнях было непросто.

Но постепенно вода и камень точит. Во второй половине XIX века начали ставить в канун Рождества публичные, скромно украшенные елки. Праздники устраивались в купеческих, военных и других собраниях.

Но посетить эти мероприятия могли не все. Детям простых рабочих только через окно оставалось любоваться на такое чудо. Впрочем, в сиротских приютах устраивались благотворительные праздники с наряженными елками.

Купить елку можно было на базаре. К концу XIX века вместо сладостей в качестве украшений стали использовать елочные игрушки, а на верхушку водружали восьмиконечную звезду.

Игрушки были очень дорогими, особенно те, которые привозились из-за границы. Оттуда, кстати, к нам ненадолго перебрался и Санта-Клаус, фигурки которого ставили под елку.

-3

На Руси был свой зимний дед – Карачун или Морозко – повелитель зимних холодов. После принятия христианства его ославили как страшного старика, уводящего детей в лес и замораживающего их там насмерть. Но за 10 веков отношение к древнему божеству изменилось.

И когда к концу XIX века появилась нужда в собственном персонаже, не таком чуждом народу, как Санта-Клаус, вспомнили о Морозко. Так в России появился Дед Мороз – длиннобородый старик, ходивший по домам с большим мешком за плечами и даривший детям подарки.

Опальное дерево

Начавшаяся в 1914 году Первая мировая война, по идее, должна была положить конец рождественской елке в России: традиция-то была немецкая, а значит, вражеская, и церковь этот обычай запретила повсеместно. Из собраний и дворцов зеленые красавицы исчезли.

Николай I ввел в России рождественскую елку, а Николай II ее запретил.

Но традиция к тому времени настолько прижилась, что ее истоки для людей перестали иметь значение. Елки все равно ставили, но только для празднеств в тесном семейном кругу. Не обходилось, правда, и без казусов: на фронте, по свидетельствам некоторых актеров, дававших рождественские представления для солдат, видели наряженные ели.

А потом грянула революция.Рождественские и новогодние традиции какое-то время ещё жили, но в 1927 году советская власть начала борьбу с религией, и Рождество оказалось под запретом. Как и нарядная елка – пережиток буржуазного прошлого. Новый год, правда, остался, но никаких торжеств не проводилось и 1 января было рабочим днем.

-4

Только в 1935 году в советские дома вернулись Новый год и елка. Но не рождественская, а новогодняя, с венчавшей ее красной пятиконечной звездой. Вернулся и Дед Мороз, но уже не один, а с внучкой Снегурочкой – персонажем русского фольклора и литературы, переосмысленным в соответствии с советскими реалиями. А вот Рождество Христово вернулось только с падением советского режима.