Найти в Дзене
александр климов

10 трендов в электронной коммерции на 2018 год

1. Федеральное законодательство

a. Государство внесло свою значимую лепту в деятельность организаций электронной торговли. Федеральные законы 54 и 152 на некоторый период времени внесли сумятицу в работу интернет-магазинов. С финансовой точки зрения это оказалось новым бременем для небольших интернет-магазинов, которые теперь должны обзавестись онлайн-кассой.

2. Стагнация и падение спроса

a. Без сомнения, макроэкономический фундамент работы сегмента e-commerce будет являться главным трендом 2018 года. Несмотря на бравурные заявления наших чиновников, реальная ситуация с финансовыми резервами у населения продолжает ухудшаться, что, несомненно, будет оказывать влияние на продажи интернет-магазинов. И данный тренд никак не сможет быть компенсирован увеличение доли населения, готового осуществлять покупки в интернет-магазинах.

3. Усложнение рекламно-аналитических систем

a. Продолжающиеся нововведения рекламных и аналитических систем и сервисов, которыми пользуются интернет-магазины, приводят к усложнению правил игры. Для стабильных и крупных интернет-магазинов это не является большой проблемой ввиду наличия возможностей по дообучению сотрудников и найму более квалифицированных специалистов, способных использовать новые технические технологические тренды. Для небольших же и начинающих интернет-магазинов этот фактор представляет собой серьезную проблему.

4. Рост стоимости рекламы

a. Продолжится рост стоимости рекламных активностей, что будет выливаться в увеличении стоимости привлечения покупателей. Рост происходит как по причине увеличения самих рекламных тарифов, так и за счет усиления конкуренции между рекламодателями на фоне стагнирующего рынка. Предполагаю, что достаточно много интернет-магазинов переместятся из категории “прибыльные” в категорию “убыточные”.

5. Блогеры и лидеры мнений

a. В 2018 году продолжится рост бюджетов интернет-магазинов на рекламу у блогеров (и лидеров мнений). Рост популярности данного канала, во многом, вызван не только модной тенденцией, но и определенной усталостью аудитории от классических рекламных форматов, в то время как блогеры способны предложить аудитории и рекламодателям более нативный формат, вызывающий меньше раздражения у потенциальных потребителей.

6. Специализация в digital

a. В 2018 году произойдет окончательное закрепление узких специализаций в сфере digital. Эпоха, когда можно было без особой подготовки вести продвижение и аналитику интернет-магазина с позитивными результатами окончательно подойдет к концу. Те интернет-магазины, в которых сам владелец самостоятельно без необходимой квалификации будет пытаться запускать продвижение и вести аналитику, скорее всего, не смогут выбраться даже в операционный ноль. Кроме того, такая профессия, как интернет-маркетолог широкого профиля также стремительно сдаст свои позиции перед узкопрофильными специалистами.

7. Чат-боты

a. Чат-боты в мессенджерах и на сайтах интернет-магазинов расширят свои позиции. Несомненно, пока не сформируется прочная связка искусственного интеллекта и чат-бота, этот канал не сможет радикально перестроить формат взаимодействия интернет-магазинов с их аудиторией, но даже в текущем виде чат-боты в 2018 году смогут оказывать более сильное влияние как на систему коммуникаций с аудиторией, так и на продажи интернет-магазинов.

8. Расширение коммуникационных каналов

a. Аудитория интернет-магазинов склонна к диверсификации своих коммуникационных каналов, что вынуждает интернет-магазины идти за потребностями своей аудитории. Почта, телефоны, мессенджеры, социальные сети, онлайн-консультанты – это форматы, которые в 2018 году будет необходимо не только использовать, но и объединять в специализированных интерфейсах с целью полноценной интеграции их в коммуникационные стратегии и информационные системы.

9. Programmatic

a. Появившаяся относительно недавно система Programmatic в 2018 году укрепит свои позиции настолько, что станет понятно, что без него уже невозможно представить и построить полноценную систему продвижения интернет-магазинов. Этому будет способствовать усиление конкуренции между Programmatic-платформами, а также снижение порога входа для небольших интернет-магазинов.

10. Рост платных каналов VS органика

a. Нововведения и обновления алгоритмов поисковых систем постепенно приводят рынок к состоянию, в котором, с одной стороны, уже невозможно давать полноценные гарантии на успешность поискового продвижения, а с другой стороны, стоимость такого продвижения продолжает расти. И в 2018 году это вынудит интернет-магазины перераспределять рекламные бюджеты на остальные платные каналы. Для небольших же и начинающих интернет-магазинов в 2018 году поисковое продвижение вообще, в большинстве случаев, закрепит за собой статус темного леса с высокими затратами и непрозрачными процессами.