Найти тему
Валерий Грачиков

Вендетта тверского князя Москве. Дмитрий Грозные Очи

Если бы два московских князя XIV века, бывших родными братьями, были не настолько беспринципными и рвавшимися к власти в Великом княжестве Владимирском любой ценой, история того государства, что впоследствии станет Россией, пошла бы сильно по-другому. И столицей объединенного государства, если бы оно вообще объединилось, стала бы Тверь. Если бы только тверской князь Дмитрий Грозные Очи был бы сдержаннее и не хватался сразу за меч…

Князь Дмитрий был сыном Михаила Ярославича Тверского и родился в 1299 году. Его отец по династическому праву, принятому в тогдашнем Великом княжестве Владимирском должен был стать великим князем, что он собственно и сделал. Но в установленный порядок влез московский князь Юрий Данилович, который вообще прав на великое княжение не имел, так как его отец, младший сын Александра Невского, великим князем побыть не успел, умер на несколько месяцев раньше старшего брата и его потомки из очереди на великое княжение выпали.

Но Юрий был не таков, чтобы просто сдаться и отправился в Орду, к хану Узбеку. Что уж он ему там напел, неизвестно. Летописи говорят о том, что Юрий просил власти над Владимирским княжеством из милости хана, напоминая, что он будет княжить из милости и будет верен, в отличие от Михаила Тверского, который занял Владимир по установленному на Руси праву.

Война Юрия и Михаила была довольно длинной и в ней на самом деле все были по-своему хороши, хотя, конечно, Юрий Московский был особенно беспринципен и не останавливался ни перед чем. В итоге Тверь войну проиграла, а с князем Михаилом расправились в Орде, во многом с подачи Юрия. В результате Дмитрий стал наследником отца и стал княжить в Твери. К этому моменту ему хоть и было около 20 лет, он уже успел побывать во многих походах, княжил в княжестах поменьше. В те времена взрослели рано, а уж когда идет война, а она тогда была перманентной – тем более.

В 1321 году Дмитрий, понимая, что сейчас не время тягаться с Москвой, признает Юрия великим князем. Великий князь Владимирский на тот момент – не просто глава государства. Он собирает ордынский налог – «выход» вместо татарских баскаков, как это было в XIII веке. Вот Дмитрий и передает московскому князю тверской выход в 2000 рублей.

Юрий Московский был ловким малым и получив собранный тверской налог, не переправил его сразу в ханскую ставку, а пустил ее в оборот в Новгороде, решив еще и навариться на тверских деньгах, а уже потом расплатиться с Узбеком, правившим в то время в Орде. В общем, прокручивать государственные денежки придумали не в нынешней России. В Москве это всегда умели делать хорошо, даже в XIV веке.

И все бы у Юрия получилось. Но про удачную комбинацию узнал Дмитрий. Тот моментально отправился в ханскую ставку и обвинил Юрия в том, что тот утаил часть татарской дани или налога – кому, как удобнее. Само собой, хан пришел в ярость и ярлык на великое княжение Владимирское был передан Дмитрию.

Юрий, узнав про такой сюрприз, предпочел из Новгорода в Москву не возвращаться и оставил ее на брата Ивана, будущего Калиту. А сам предпочел остаться в торговой республике, которая Орде фактически не подчинялась, так, иногда откупалась от татар, чтобы те торговать и наживаться не мешали.

Но в 1324 году татарский посол смог таки уговорить Юрия, отправиться к Узбеку с повинной. Наверное, Юрию напели, что хан успокоился, деньги вернешь с прибытком, занесешь, кому надо. Потом, ты же был женат на ханской сестре, в конце концов – должен же он простить зятя.

В общем, Юрий поехал в Орду. Через некоторое время, туда же приехал и Дмитрий. Должен был быть суд, в котором Юрию, как выяснилось, ничего особенно хорошего не светило. Татары его выманили на расправу, но, у московского князя было достаточно денег и он рассчитывал перекупить всех. И возможно, что и перекупил бы. Но 21 ноября 1325 года, аккурат в день, когда казнили отца Дмитрия, Михаила, тверской и московский князь встретились на базаре в ханской ставке.

Дмитрий Михайлович не стал дожидаться, что там решат на суде, а просто моментально воспользовался представившимся шансом, и исполнил вендетту за отца, зарубив московского князя при всех. После чего не стал прятаться, убегать, а спокойно сдался татарам и рассказал обо всем хану. Разумеется, Дмитрий был схвачен.

Поначалу, Узбек, был настроен отпустить Дмитрия. Благо повод убивать московского князя был, да и сам Юрий достаточно нахимичил, чтобы хан его не любил. Но потом началась политика. Московские деньги сыграли свою роль и те, кто поддерживал московских князей, напели Узбеку, что вообще-то это самоуправство со стороны тверского князя и неуважение решений хана. Кроме того, Юрий то был ханским зятем, а значит, за его смерть надо было мстить.

В итоге Узбека вынудили принять решение, которое ему, может и было не нраву, но требовалось с точки зрения устрашения русского улуса и поддержания порядка в самой Золотой Орде. 15 сентября 1326 года князь Дмитрий был казнен, но при этом великим князем владимирским стал его родной брат Александр. Ему было 26 лет. А в народной памяти он остался как Грозные очи, за его любовь к отцу, гордость, смелость и бесшабашную удаль.