Фотография — модное занятие, но тяжелый и неблагодарный труд. На поиски своего стиля и у расчетливых профессионалов, и у увлеченных самоучек могут уйти десятилетия. ЧТД рассказывает о пяти мощных мастерах современной фотографии, слава к которым пришла только в середине жизни.
1. Том Вуд
66-летний британец, снимающий в жанре уличной фотографии, начинал как самоучка. Но упорство и настоящая страсть к любимому делу превратили Вуда в крупного мастера, актуального в XXI веке. Его изображения показывают городскую жизнь британского Ливерпуля и Мерсисайда 1970-х и 1980-х годов во всем трагикомичном разнообразии: с их пабами, клубами знакомств, рынками и уличными сценками на остановках общественного транспорта.
Первая книга его работ вышла, когда Вуду было 38 лет. И только после 60-ти он почувствовал славу. В 2012 году состоялась его первая большая выставка в лондонской галерее The Photographers' Gallery. Первая ретроспектива в Национальном музее науки и медиа в британском Брэдфорде прошла год спустя. В прошлом году работы Вуда приехали и в Россию. Они выставлялись в МАММ — на X Московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии 2017».
2. Сол Лейтер
Сегодня он считается безусловным классиком американской цветной пленочной фотографии середины XX века. Не выучившийся на раввина, но получивший образование художника, Лейтер рано стал профессиональным фотографом — еще в 1940-х годах, — во многом благодаря поддержке американского журналиста Уильяма Юджина Смита.
20-летний Лейтер был успешен как коммерческий автор ведущих нью-йоркских журналов. Однако к середине века число заказов стало сокращаться; пришло время амбициозных фэшн-фотографов, создающих новую эстетику. Все 1950-е и 1960-е годы Лейтер не прекращал заниматься тем, что ему действительно нравилось: цветной фотосъемкой улиц его любимого Нью-Йорка. В то время почти никто в мире арт-фотографии не снимал «простую текстуру жизни» в цвете. Цветные снимки ассоциировались прежде всего с миром рекламы и коммерции, а документальные кадры было принято делать в черно-белой гамме.
В 1993 году работы Лейтера заново открыл галерист Говард Гринберг. Он обратил внимание на черно-белые снимки фотографа и уговорил Лейтера передать ему сотни пленок, в том числе непроявленных цветных. Они и принесли фотографу всемирную известность.
Лейтеру было уже хорошо за 70, когда одна за другой по всему миру прошли выставки его цветных снимков. Его книги стали выходить огромными тиражами. К внезапной славе Лейтер отнесся спокойно. «Чтобы строить карьеру и быть успешным, надо иметь цель и амбиции. Я же предпочитаю пить кофе, слушать музыку и рисовать, когда мне этого хочется», — говорил Лейтер. Фотограф умер в 2013 году в возрасте 89 лет.
3. Эжен Атже
Фотограф родился на юго-западе Франции и начал снимать в 30 лет, а профессионально — только после 40, когда открыл ателье «Атже — документы для художников». Он вряд ли предвидел свою посмертную славу. Правда, под конец жизни, в 1920-х годах Атже оценили современники из круга французских сюрреалистов. Но только с середины 80-х усилиями нью-йоркского Музея современного искусства МоМА о работах Атже узнали по всему миру.
Его бесстрастные снимки опустевшего Парижа начала XX века считаются абсолютной классикой городской фотографии. Это особое ощущение отстраненности в кадре стало актуальным лишь во второй половине столетия. Тогда же десятки лучших фотографов Европы и США стали называть Атже своим эстетическим наставником.
Абстракционист от мира фотографии, Зискинд до 1953 года зарабатывал преподаванием английского в школе. Полностью посвятить себя фотографии он смог только после 48 лет.
«Зискинд ассоциируется с нью-йоркскими художниками-абстракционистами вроде Ньюмена и Ротко. С ними он дружил, общался, выставлялся вместе. Абстракционисты, в отличие от коллег-фотографов, поняли и оценили художественное кредо Зискинда», — рассказывает историк фотографии Ирина Толкачева.
Стиль фотографа сложился примерно к 1943 году. В это время он начал исследовать текстуру и поверхности снимаемых объектов. Его перестала интересовать трехмерная природа вещей. Он в буквальном смысле стал уплощать предметы, апеллируя к красоте фактуры, будь то облупившаяся краска или трещины на сухой земле. Этот подход породил множество поклонников и последователей, продолжающих дело Зискинда после его смерти в 1991 году.
Американец, прославившийся постановочными фотографиями странных людей в странных интерьерах, в одном из интервью признавался, что «фотография была его хобби лет до 50». Полжизни он проработал геологом в ЮАР. С этой страной связано большинство проектов фотографа, да и сам Баллен отличается суровым и отчаянным южноафриканским мировосприятием.
Авторский стиль Баллена окончательно сформировался лишь к моменту выхода книги Shadow Chamber в 2005 году, когда фотографу было уже 55 лет. Многие далекие от мира фотографии люди знакомы с созданной им эстетикой благодаря сотрудничеству Баллена с группой Die Antwoord. Несколько клипов для южноафриканского рэп-дуэта он снял как режиссер.
Автор: Иван Сапков