Акцизные марки, или акцизные бандероли, — вид фискальных марок для оплаты акцизного сбора на отдельные виды товаров, например, на вино и табак. Применение акцизных марок позволяет государству своевременно обнаруживать товары, не оплаченные акцизным сбором, а покупателю гарантирует контроль государства за количеством и, косвенно, за качеством подакцизного товара.
Акцизные марки в виде печатей, бирок, ярлыков и медальонов появились даже раньше, чем почтовые марки. Одной из старейших форм акцизной марки было клеймо, проставляемое на тюках с шелком, следовавших по Великому Шелковому пути, означавшее, что при пересечении границ очередного государственного образования (халифатов, султанатов и т.д.) с него были уплачены все положенные налоги.
Наибольшее распространение различные акцизные марки получили в 19 веке, в связи с резким снижением обязательных "подушевых" налогов и переносом их на определенные группы товаров. Наиболее часто акцизные марки производились для наклейки на табачные изделия, алкоголь, товары роскоши, а в некоторых случаях и на другие товары государственной или иной монополии - соль, спички, государственные документы (паспорта, сертификаты на право собственности), церковные индульгенции.
Акцизные бандероли выпускались для алкогольных напитков, табачных изделий, спичек, пищевых дрожжей, чая и прочие. Так, марка «на раскур продаваемого табаку», выпускавшаяся в конце XIX века, использовалась при совершении коммерческих сделок при партионной купле-продаже табака. Они представляли из себя узкие длинные полоски тонкой, обычно папиросной, бумаги, которыми оклеивались упаковки (коробка, пачка) табака, папирос, сигарет или махорки. Вскрыть упаковку можно было только разорвав бандероль.
В Российской империи акцизные марки, или как тогда было принято говорить, бандероли, появились не позднее середины XIX века - несмотря на то, что сама идея марки заключалась в ее необратимой порче при вскрытии упаковки с подакцизным товаром до нас дошло несколько образцов. В частности сохранилась акцизная бандероль 1852 года, использовавшаяся для легальной продажи папирос.
В настоящее время понемногу выходят из широкого оборота в связи с развитием средств электронной регистрации и учета товаров. Так, в частности, в России с 1 июля 2016 действует система контроля продаж алкоголя — ЕГАИС, использование которой обязательно для всех продавцов алкоголя. Каждая проданная бутылка с алкогольным напитком - вином, водкой, коньяком и т.д. проходит на кассе двойное сканирование - считывается штрих-код товара для кассового чека и акцизная марка для регистрации факта продажи. Каждая марка уникальна и повторная легальная продажа той же бутылки, заполненной "левым" пойлом физически невозможна. Проверить соответствие акцизной марки и бутылки можно при помощи мобильного приложения " АнтиКонтрафакт Алко".
К сожалению приложение не позволяет установить место и дату продажи бутылки, поэтому 100% гарантии от того, что вы покупаете оригинальный продукт оно не дает, но по крайней мере позволяет проверить, что марка на бутылке легальная.