Найти тему
Цех

Кто любит критику?

Всем нравится, когда их хвалят, но, выбирая между позитивным образом и критикой, только 22% опрошенных выберут первый вариант, а 66% предпочтут негативный отклик. И это объяснимо: без негативных отзывов мы не можем развиваться, критика – это не наказание, а возможность улучшить свой результат. Как же научиться правильно воспринимать критику и почему это так важно?

Джозеф Фолкман (Joseph Folkman), соавтор исследования и основатель двух консалтинговых компаний по развитию лидерских качеств, сравнил полученные результаты с данными об эффективности руководителей. Выяснилось, что самые высокие показатели эффективности у тех, кто предпочитает негативные отзывы (таких среди лидеров около 18%), и тех, для кого одинаково ценны негатив и позитив (их 65.8%). Вторые справляются лучше, но не намного. Наименее эффективны руководители, которые вообще избегают любых отзывов о своей работе. Чуть-чуть обгоняют их любители позитива.

Между уровнем самооценки и способностью воспринимать критические отзывы тоже есть связь. Самооценка обычно повышается, когда человек улучшает навыки, и критика, если она высказана в корректной форме, как раз помогает совершенствоваться. Скрываться от критики бесполезно: она не исчезнет, а вы только потеряете хороший стимул для личного и профессионального роста. Исследователи выявили черты поведения тех, кто не уклоняется от негативных отзывов. Если вы измените свое поведение, изменится и ваше отношение к критике.

1. Напрашивайтесь на отзывы и принимайте их с благодарностью. Не бойтесь, что такое поведение покажется слабостью или некомпетентностью. Наоборот, это сигнал, что человек хочет развиваться и уверен в своих силах.

2. Станьте ролевой моделью, пусть ваши слова никогда не расходятся с делом. В деловых взаимодействиях важна честность. Если вы не любите получать честные (хоть и негативные) отзывы, вы никогда не узнаете, где ошиблись и как избежать ошибок в следующий раз.

3. Учитывайте интересы других. Вы должны знать, что беспокоит окружающих и вызывает их опасения, а критические мнения помогают наладить обратную связь.

4. Выстраивайте доверительные отношения. Это важно не только для личной поддержки, но и для поддержки ваших суждений, идей. Если вы не воспринимаете негативные отзывы, отношения становятся односторонними, а это не располагает к доверию.

5. Будьте открыты для любых мнений. Настороженное отношение к критике мешает сотрудничеству. Совместная работа требует уважения к коллегам и их мнению.

6. Помогайте развиваться другим. Для этого нужно уметь находить в их работе как положительные, так и отрицательные моменты, и оставлять искренние продуманные отзывы. Если вы сами не воспринимаете критику, то вряд ли сможете критиковать кого-то ещё. Начните с позитивных отзывов, а потом медленно продвигайтесь к более объективным суждениям.