Найти тему
русский техник

Почему нельзя экономить на смазке автомобиля

Очевидно, что из всех узлов автомобиля именно ступица колеса - это тот механизм, который несет на себе достаточно высокую нагрузку и при этом его поломка с высокой вероятностью может вызвать аварию с тяжелыми последствиями. Поэтому к выбору смазки для этих узлов надо подходить с максимальной ответственностью.

В рамках классификации смазок NLGI существует три класса смазок для автомобильных ступиц: GA, GB и GC. Они отличаются по качеству и стабильности. Если GA можно применять только на легковых автомобилях и ее надо менять строго через каждые 3200 км, то классы GB и GC применяют как для автомобилей, так и для спецтехники, и с гораздо большими интервалами замены.

Очевидно, что класс смазок NLGI GA c интервалом замены в 3200 км - это несерьезно для автомобилей, хотя, возможно, вполне подойдет для вело и мототранспорта. Нас, естественно больше интересуют NLGI GB, а еще лучше NLGI GC, т.к. только этот класс указывается на этикетках в виде хорошо различимого значка. При этом смазка GC, что вполне логично, значительно лучше по своим характеристикам смазки с индексом GB, в то время как GB превосходит смазку GA примерно в той же пропорции.

Маркируют специальным значком на торговых этикетках только лучшую из трех смазок - NLGI GC:

-2

Уверен, что любой здравомыслящий автовладелец предпочтет смазку NLGI GC для ступиц любой другой смазке, несмотря на ее дороговизну по сравнению с младшими собратьями по классу, но для убедительности давайте разберем условия работы автомобильного ступичного узла и в соответствии с ними сформулируем требования к смазке. 

Высокая температура

Ступичный подшипник может нагреваться до 150 градусов при том, что обороты у него не такие уж и большие. На повышение температуры сильно влияют работа тормозов, особенно дисковых. Естественно, что высокие, а также ударные и шоковые нагрузки также добавляют температуру.

Возьмем смазку Chevron Delo Grease EP (во всех примерах смазок здесь и ниже по тексту я привожу только те, что отвечают требованиям NLGI GC). Температура плавления этой смазки - 266 градусов. Правда, это еще не значит, что смазка будет работоспособна при этой температуре. За температуру плавления смазки отвечает загуститель, а за смазку в условиях высоких температур - базовое масло. В данном случае - это масло высшей степени очистки, как уверяет компания Texaco, так что производитель гарантирует работу смазки при температурах до 177 градусов. А для изготовления смазок, работающих при температурах 200 °С и более используют только синтетические масла.

Низкая температура

Здесь все понятно - какая температура у нас за окном - такая и в ступице. Есть регионы в России, где и -40 на градуснике является обычным явлением. В таком случае надо выбирать смазку с меньшим индексом вязкости, например NLGI 0 или 1. Для большинства случаев с не столь жесткими требованиями к низким или высоким температурам подойдет смазка NLGI 2.

Тяжелые ударные и шоковые нагрузки

Смазки NLGI GC имеют в своем названии абревиатуру EP - extreme pressure, что переводится как "экстремальные нагрузки". Это означает присутствие в смазке противозадирной присадки, позволяющей значительно увеличить нагрузки на узел без опасности появления задиров.

Также смазка для тяжелых нагрузок должна быть изготовлена с применением базового масла высокой вязкости ISO VG 220 и выше.

Водостойкость

Ступица работает в весьма загрязненной среде с присутствием солей, воды, грязи, пыли и т.п. Если грязи, пыли и прочей гадости смазка сопротивляться не может и функцию защиты от этих факторов должно брать на себя уплотнение, то воде смазка противостоять вполне способна.

Водостойкость смазки зависит от загустителя. Если загуститель растворяется в воде, то каркас пластичной смазки разрушается и смазка теряет свои свойства. Смазки на основе литиевого мыла имеют вполне приличную водостойкость, поэтому литиевые смазки имеют столь широкую распространенность.

Химическая и коллоидная стабильность

Присутствие в смазке присадки-антиоксиданта повышает стойкость смазки к окислению. Присадки - ингибиторы окисления увеличивают долговечность смазки как при хранении, так и во время использования.

Смазка в ступицу, как правило, закладывается на длительный срок, поэтому очень важна коллоидная стабильность смазки. Под коллоидной стабильностью пластичных смазок понимают свойство не выделять жидкое масло в течение длительного времени. Чем выше вязкость базового масла, тем выше коллоидная стабильность смазок. Наилучшей коллоидной стабильностью обладают смазки, загущенные литиевыми мылами.

Кроме того, коллоидная стойкость смазки зависит от типа подшипника. Если принять ресурс смазки в шарикоподшипникиках за 100%, то смазка в цилиндрических роликоподшипниках отработает всего 50% ресурса, а в конических и сферических роликовых - всего 10%.

Предел прочности смазки

Смазка, закладываемая в ступицу, должна иметь определенный предел прочности, который не позволит ей быть сброшенной с рабочих поверхностей в результате действия центробежных сил.

Некоторые пластичные смазки, заложенные в ступицы колес уже при температуре 50 градусов слетали с сепараторов конических подшипников, что приводило к быстрому перегреву и разрушению подшипников. За сброс смазки из рабочей зоны отвечает такой параметр, как предел прочности сдвига смазки. Для предотвращения сброса смазок с сепараторов подшипников предел прочности сдвига должен быть не менее 180—200 Па при температуре 50 °С, и поэтому предел прочности сдвига смазки при температуре 50 градусов был введен в государственные стандарты как важнейший показатель качества смазок.

Коррозия

При движении по неровным дорогам, что у нас в стране не редкость, а также при перевозке автомобилей ж/д транспортом в ступицах может появится фреттинговая коррозия из-за постоянных сотрясений при проезде неровностей или стыков рельс.

Для улучшения антикоррозионных свойств смазок применяют присадки - ингибиторы коррозии. В смазках NLGI GC, как правило, есть эта присадка.

Также для предотвращения фреттинг-коррозии предпочтительнее применять смазку с пониженной вязкостью - NLGI 0 или NLGI 1.

Если вам показалась полезной моя статья, пожертвуйте мизерную сумму - 10 руб, нажав на кнопку. Это будет отличной мотивацией для написания новых статей.

Авто
268,3 тыс интересуются