Мы привыкли, что скифы - это Причерноморье. Ничего подобного! Скифские захоронения найдены в Горном Алтае еще в 1865 году В.В.Радловым!
В IX-III вв. до н.э. на просторах Центральной Азии ираноязычные кочевые культуры (носители древнейшего индоевропейского праязыка) соседствовали и соперничали с древнетюркскими. Расцвет этого периода связан с памятниками, объединенными в пазырыкскую археологическую культуру скифского типа.
Пазырыкская культура развивалась на протяжении громадного промежутка времени, начиная с VII-го века до нашей эры до рубежа нашей эры. С берегов Индийского океана пазырыкцы получали раковины каури, из Передней Азии к ним поступали диковинные ковры персидских мастериц, через Казахстан проникали различные виды сарматского оружия. Сами пазырыкцы разводили высокопородных лошадей, которые высоко ценились в древнем мире.
Рубеж нашей эры (II-I вв. до н.э. – I-III вв. н.э.) получил название «гунно-сарматское время» (хунно-сяньбийское время). В этот период Горный Алтай входил в состав одного из крупнейших государственных образований в истории Центральной Азии, созданного объединенными силами союза хунну.
Первые подробные сведения о хуннских племенах относятся к началу III в. до н.э., когда около 209 г. до н.э. хан Маодунь убил своего отца Туманя и провозгласил себя шаньюем – верховным вождем племен, чьи родовые кочевья находились в бассейне рек Орхон и Селенга в горах Хангая и Западного Хэнтэя (Центральная Монголия).
Хуннское государство имело строгую внутреннюю организацию и применяло принцип специализированных поселений, объединяющих людей по роду занятий: отдельно земледельцев, скотоводов, кузнецов-ювелиров, кузнецов-оружейников и т.д. Жилища таких поселений были стационарными полуземлянками, по форме напоминали каркасные кочевые палатки, однако при этом имели печное отопление. Объединение печи с системой полых глиняных лежанок позволяла обогревать жилое помещение по всему периметру.
Но самыми знаменитыми в истории стали воины хунну. Их луки не имели аналогов по скорострельности (ок. 8 стрел в минуту) и дальнобойности (до 200 м), для усиления психологического эффекта использовались стрелы-свистунки с просверленным костяным шариком у основания пера. В полете такие стрелы издавали пронзительный свист, а десятки и сотни стрел, пущенные одновременно – вой, что в сочетании с согласованностью движения лучников, создавало впечатление гигантского и безжалостного роя.
Религией хунну был шаманизм, собственно, именно тогда я им и заинтересовалась, но это тема для отдельной истории.
Сейчас же хочу еще упомянуть, что к гунно-сарматскому времени относятся бронзовые изделия в зверином стиле так называемого «ордосского типа», которые находят во множестве на территории от Великой Китайской стены до Алтая. Считается, что сюжетом ордосских бронзовых пластин являются геральдические фигуры животных, реальных или фантастических. Звериный стиль гуннской эпохи оказал существенное влияние на китайских ремесленников, которое продолжалось вплоть до IV-V вв. н.э.
Внутренние смуты в 60 г. до н.э. привели к окончательному разделу империи хуннов на два крыла. В начале II в. н.э. родовые кочевья хуннов в горах Хангая были захвачены объединением тюрок-сяньби, под предводительством Таншихая, и уже около 335 г. н.э. началось массовое движение хунну на запад. В 371 г. орда хуннов, увлекшая вперед «на ударной волне» среднеазиатских скифов и другие народы, перешла р. Дон и двинулась дальше в Европу. В 441 г. великим ханом западных хуннов в Паннонии (современная Чехия) стал Аттила, но это уже совсем другая, европейская история…
По этой ссылке находится полный список моих заметок об истории и религии Горного Алтая, о Тибете и Кайласе, а также о загадках Аркаима