Найти тему
АЗБУКА СТРАНСТВИЙ

Тропою скифов

Мы привыкли, что скифы - это Причерноморье. Ничего подобного! Скифские захоронения найдены в Горном Алтае еще в 1865 году В.В.Радловым!

Перевал Кату-Ярык ("теснина"). Дорога шириной в один автомобиль появилась тут только в 1989 году
Перевал Кату-Ярык ("теснина"). Дорога шириной в один автомобиль появилась тут только в 1989 году

В IX-III вв. до н.э. на просторах Центральной Азии ираноязычные кочевые культуры (носители древнейшего индоевропейского праязыка) соседствовали и соперничали с древнетюркскими. Расцвет этого периода связан с памятниками, объединенными в пазырыкскую археологическую культуру скифского типа.

Культура выявлена в 1865 году В. В. Радловым при раскопках Берельского и Катандинского курганов. Своё название получила по памятнику в урочище Пазырык долины реки Большой Улаган, где в 1929  экспедицией М. П. Грязнова и С. И. Руденко раскопаны и в 1947-49 С. И. Руденко исследованы усыпальницы племенной знати
Культура выявлена в 1865 году В. В. Радловым при раскопках Берельского и Катандинского курганов. Своё название получила по памятнику в урочище Пазырык долины реки Большой Улаган, где в 1929 экспедицией М. П. Грязнова и С. И. Руденко раскопаны и в 1947-49 С. И. Руденко исследованы усыпальницы племенной знати

Пазырыкская культура развивалась на протяжении громадного промежутка времени, начиная с VII-го века до нашей эры до рубежа нашей эры. С берегов Индийского океана пазырыкцы получали раковины каури, из Передней Азии к ним поступали диковинные ковры персидских мастериц, через Казахстан проникали различные виды сарматского оружия. Сами пазырыкцы разводили высокопородных лошадей, которые высоко ценились в древнем мире.

Современные исследования подтверждают, что пазырыкская культура Горного Алтая не растворилась бесследно, а трансформировалась в булан-кобинскую культуру гуннского типа
Современные исследования подтверждают, что пазырыкская культура Горного Алтая не растворилась бесследно, а трансформировалась в булан-кобинскую культуру гуннского типа

Рубеж нашей эры (II-I вв. до н.э. – I-III вв. н.э.) получил название «гунно-сарматское время» (хунно-сяньбийское время). В этот период Горный Алтай входил в состав одного из крупнейших государственных образований в истории Центральной Азии, созданного объединенными силами союза хунну.

Чуть выше Пазырыкского ущелья, Улаганский район
Чуть выше Пазырыкского ущелья, Улаганский район

Первые подробные сведения о хуннских племенах относятся к началу III в. до н.э., когда около 209 г. до н.э. хан Маодунь убил своего отца Туманя и провозгласил себя шаньюем – верховным вождем племен, чьи родовые кочевья находились в бассейне рек Орхон и Селенга в горах Хангая и Западного Хэнтэя (Центральная Монголия).

Уч-Кёль (Три Озера), Улаганский район
Уч-Кёль (Три Озера), Улаганский район

Хуннское государство имело строгую внутреннюю организацию и применяло принцип специализированных поселений, объединяющих людей по роду занятий: отдельно земледельцев, скотоводов, кузнецов-ювелиров, кузнецов-оружейников и т.д. Жилища таких поселений были стационарными полуземлянками, по форме напоминали каркасные кочевые палатки, однако при этом имели печное отопление. Объединение печи с системой полых глиняных лежанок позволяла обогревать жилое помещение по всему периметру.

Образец подобных жилищ, Аркаим
Образец подобных жилищ, Аркаим

Но самыми знаменитыми в истории стали воины хунну. Их луки не имели аналогов по скорострельности (ок. 8 стрел в минуту) и дальнобойности (до 200 м), для усиления психологического эффекта использовались стрелы-свистунки с просверленным костяным шариком у основания пера. В полете такие стрелы издавали пронзительный свист, а десятки и сотни стрел, пущенные одновременно – вой, что в сочетании с согласованностью движения лучников, создавало впечатление гигантского и безжалостного роя.

Вид на долину Чулышмана с перевала Кату-Ярык
Вид на долину Чулышмана с перевала Кату-Ярык

Религией хунну был шаманизм, собственно, именно тогда я им и заинтересовалась, но это тема для отдельной истории.

Сейчас же хочу еще упомянуть, что к гунно-сарматскому времени относятся бронзовые изделия в зверином стиле так называемого «ордосского типа», которые находят во множестве на территории от Великой Китайской стены до Алтая. Считается, что сюжетом ордосских бронзовых пластин являются геральдические фигуры животных, реальных или фантастических. Звериный стиль гуннской эпохи оказал существенное влияние на китайских ремесленников, которое продолжалось вплоть до IV-V вв. н.э.

р.Чулышман
р.Чулышман

Внутренние смуты в 60 г. до н.э. привели к окончательному разделу империи хуннов на два крыла. В начале II в. н.э. родовые кочевья хуннов в горах Хангая были захвачены объединением тюрок-сяньби, под предводительством Таншихая, и уже около 335 г. н.э. началось массовое движение хунну на запад. В 371 г. орда хуннов, увлекшая вперед «на ударной волне» среднеазиатских скифов и другие народы, перешла р. Дон и двинулась дальше в Европу. В 441 г. великим ханом западных хуннов в Паннонии (современная Чехия) стал Аттила, но это уже совсем другая, европейская история…

Долина Чулышмана
Долина Чулышмана

По этой ссылке находится полный список моих заметок об истории и религии Горного Алтая, о Тибете и Кайласе, а также о загадках Аркаима