Для тех, кто учит иностранный язык, процесс запоминания новых слов становится неотъемлемой частью повседневной жизни, и зачастую - частью болезненной. А всё потому что многие из нас не знают, как облегчить жизнь своему мозгу и учить эффективно. Поэтому мы с вами поговорим про максимальное использование возможностей всех видов памяти для запоминания иностранных слов. И начнем со зрительной.
Изучаемый нами английский язык, как и многие другие, - это грубо говоря набор звуков плюс письменность. Из-за этого нам постоянно приходится воспринимать и, соответственно, запоминать информацию ГЛАЗАМИ. Зрительная память в той или иной степени развита у всех, у многих она хорошо работает сама по себе, а у кого-то в связке с другими видами памяти.
Все мы в школе, а кто-то и в универе вели словарик, где списком писали слова и их перевод. Пока мы, наши родители и скорее всего предыдущие поколения это делали, лингвисты и нейропсихологи выяснили, что монотонный список без каких-либо разделений, выделений, схем, картинок и т.д. - это самый сложный и неэффективный способ учить слова 😣 Вашему взгляду буквально не за что зацепиться, и мозг плохо усваивает монотонную информацию. Что делать?
Убрать любые списки к чертям собачьим – вариант слабовоплотимый в реальной жизни. При изучении языка «списки» слов в той или иной форме у вас присутствовать будут. Даже если вы ведете карточки, про которые мы еще поговорим, вы вряд ли сделаете карточки на все изучаемые вами слова языка. То есть вы где-то что-то в строчку или столбик нет-нет да и напишите. А раз так, то значит надо просто взять и оформить эти списки так, чтобы мозг нам сказал спасибо.
В этом нам помогут разнообразные графические инструменты.
Вот мои рекомендации:
♦️ Выделяйте какие-то слова в вашем списке - это могут быть особо сложные, интересные, нужные, относящиеся к работе, с тяжелым написанием – цветом: используйте выделители, фломастеры, цветные ручки.
🔲 Обведите какие-то слова - опять же на ваш выбор - в рамочку, кружочек, нарисуйте вокруг них облачко, пометьте галочкой, крестиком, подчеркните.
〰 Меняйте ваш почерк/ шрифт. Какие-то слова пишите другим почерком, с другим наклоном. Вдохните в них душу, наделите их характером! Пусть некоторые слова «танцуют», некоторые падают в пропасть или взлетают ввысь.
🔝 Самые сложные слова пишите КРУПНЕЕ, чем остальные.
🔳 Вы также можете выделять другим цветом или размером части слов или буквы – например, сложные нечитаемые сочетания, которые вообще непонятно, для чего в слове сохранились, или залетные гласные (например, niGHT, qUeUe ).
🎨 Напротив слов (или же над ними/ под ними/ рядом) рисуйте небольшие картинки, схематично изображающие эти предметы/ явления.
🔃Изображайте стрелочками причинно-следственные связи, очередность событий. Например, cause ➡ result; crime 🔜 punishment.
🎓💄🕶 Используйте эмодзи! Особенно если список вы печатаете.
◾◽Пишите рядом со словом его антоним, выделяя его другим цветом или размером или почерком.
🔴 Подписывайте заголовки к словам, обозначающим тему, к которым они относятся, крупно, ярко.
Это нехитрые, но очень эффективные графические инструменты для помощи зрительной памяти.
А теперь хочу вам показать еще кое-что. Вышеперечисленные графические и другие инструменты можно использовать в способе организации вокабуляра, который называется лексической таблицей (на картинке:)
ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
В лексической таблице (кратко будем называть ее ЛТ) все слова и выражения, которые относятся к теме изучения, собраны в логические блоки. Посмотрите на фото еще раз: на нем ЛТ по теме «Planning» [планирование] для уровня pre-intermediate. Сама по себе тема довольно абстрактная и скучная, но с необходимыми словосочетаниями для бизнес английского. Наша задача – это собрать и расположить эти слова и словосочетания в ЛТ так, чтобы студентам было абсолютно понятно, ГДЕ и ЗАЧЕМ их употреблять.
КАК ДЕЛАТЬ ЛТ?
ЛТ состоит из нескольких блоков полезных слов и фраз, и каждый блок представляет собой ответ на ВОПРОС. Эти вопросы должны быть:
- по теме;
- логически возникающие, когда выдумаете о данной теме;
- интересные и нужные лично вам;
- ответы на которые требуют новой лексики;
- зачастую вопросы и ответы цепляются друг за друга.
В нашем случае:
❓Вопрос (в левом верхнем углу): Кто вообще занимается планированием?
❕Ответ: Обычные люди, компании и индустрия производства продуктов для планирования.
Нам со студентом было интересно и нужно то, что касается индивидуального планирования и планирования в рамках компаний (так как эта ЛТ для студента бизнес англ.)
Поэтому мы спрашиваем:
❓Как происходит планирование у обычных людей? (правый верхний угол) и ❓Как планируют компании? (нижняя половина ЛТ).
❕И отвечая на это вопросы, мы накидываем те слова и словосочетания, которые на них отвечают, таким образом презентуя новую лексику и логически и НАГЛЯДНО ее организуя.
ВАЖНО! ЛТ должна быть НАГЛЯДНОЙ! В ЛТ на фото вы видите те графические инструменты, про которые я писала в предыдущем посте: выделение разными цветами, небольшие нарисованные картинки, схематичное отображение информации, разные по стилю блоки.
Сравните со списком слов в словаре: правда, это легче запомнить?