Современная цифровая экономика в значительной степени связана с возможностями, предлагаемыми искусственным интеллектом (ИИ). Но у ИИ есть недостаток – он потенциально может стать причиной ожесточенной конкуренции сверхдержав, потому что, как заявлял этой осенью Владимир Путин, «тот, кто станет лидером в этой сфере, будет властелином мира».
Илон Маск, знаменитый американский инженер и изобретатель, считает, что «Китай, Россия – страны с хорошо развитой информатикой. Соревнование за превосходство ИИ на национальном уровне скорее всего станет причиной Третьей мировой войны». С такими опасениями он даже обращался в ООН с предложением глобального запрета на создание оружия на основе искусственного интеллекта.
Так как обстоят дела с ИИ в России и действительно ли над нами нависла угроза Третьей мировой?
Как ускорить развитие ИИ: технологии и соответствующие проекты.
Под ИИ эксперты обычно понимают отрасль знаний и технологий, которые позволят компьютерам, основанным на определенных инструментах и накопленных знаниях, отвечать на вопросы и делать собственные выводы. Компьютер в этом случае не просто накапливает данные, но генерирует новые знания, которые ранее не были введены в него людьми. Именно эта способность ИИ создала такие популярные в настоящее время области, как нейронные сети, машинное обучение и распознавание образов.
По данным аналитиков, за последние 10 лет почти 1500 проектов по исследованию ИИ в России получили финансовую поддержку от государства и частного сектора, причем более половины проектов оплачивается государством или осуществляется в рамках федеральных целевых программ. Например, проект по повышению конкурентоспособности ведущих российских университетов в мире, «5-100», собрал вместе сильнейшие российские университеты, чтобы они могли работать в передовых областях исследований при поддержке Министерства образования и науки. Одним из таких направлений является создание ИИ.
В 2017 году в Москве было проведено несколько крупных международных конференций, таких как BICA 2017 и Нейроинформатика-2017. Они объединили ученых из более чем 30 стран, чтобы обсудить, как ИИ может помочь человечеству в самых разных областях, например, в медицине. Среди идей – роботы, которые реагируют на слабейшие сигналы от пользователей, они могут помочь людям с ограниченными возможностями адаптироваться к окружающей среде или предсказать множество последствий; компьютерные симуляторы, которые позволяют пользователям моделировать определенные ситуации, в том числе – чрезвычайные, в самых непредсказуемых комбинациях, обеспечивая соответствующий ответ и улучшаясь в процессе взаимодействия.
Команда под руководством профессора Алексея Самсоновича из Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» (НИЯУ МИФИ) разрабатывает технологию искусственного интеллекта под названием «Виртуальный актер», который способен понять контекст происходящего и обладает эмоциональным интеллектом. Такие виртуальные актеры могут эффективно адаптироваться к человеческой психологии, поведению и эмоциям. Уже был проведен уникальный социальный эксперимент по игровым взаимодействиям между людьми и компьютерными ботами, показавший, что отличить ботов от людей стало очень трудно.
Другой университет, Московский физико-технический институт (МФТИ), являющийся участником программы «5-100», вносит свой вклад в развитие искусственного интеллекта при помощи проекта «iPavlov», который проводится в рамках проекта НейроНет от Национальной технологической инициативы. Он основан на «разговорной» технологии самообучающегося ИИ и является промежуточным шагом в создании платформы, на которой ИИ может эффективно решать запросы клиентов банка и в значительной степени автоматизировать эту работу.
Специалисты МФТИ уделяют большое внимание применению ИИ в сфере медицины. Они представили архитектуру нейронной сети для создания новых молекулярных отпечатков с требуемыми свойствами, в которые вводится нейрон, отмечающий уменьшение количества злокачественных клеток после лечения. Такая нейронная сеть использовалась для мониторинга 72 миллионов соединений и для выбора молекул-кандидатов, обладающих потенциальными противоопухолевыми свойствами.
В совместном проекте Университета информационных технологий, механики и оптики (ИТМО — Санкт-Петербург) и Дальневосточного федерального университета (Владивосток) основное внимание уделяется будущему ИИ. Его цель — построить вместе с ведущими мировыми учебными центрами транс-евразийскую сеть с магистерской программой «Большие объемы данных и Искусственный интеллект для цифровых гуманитарных наук». Эта программа позволит обучить необходимое количество специалистов в соответствующих областях в соответствии с последними стандартами.
В настоящее время ведутся исследования в отношении использования нейронных сетей для управления системами АЭС. Ученые считают, что это улучшит производительность и минимизирует количество ошибок автоматического контроллера мощности за счет использования многоцелевого компьютерного моделирования водо-водяного энергетического реактора (ВВЭР).
Как остановить ИИ: регулирование и барьер сингулярности
В дополнение к технологической составляющей исследования ИИ также необходимо развивать юридическую сторону. В первой половине 2018 года соответствующий комитет Государственной Думы рассмотрит проект конвенции о робототехнике и искусственном интеллекте. Как российские власти определят степень ответственности механизмов с ИИ? Этот вопрос касается не только юристов, но и исследователей.
«Нельзя не заметить, что искусственный интеллект быстро проникает в повседневную жизнь, решая все большее число задач в промышленности, экономике и социальной сфере. Таким образом, вопросы правоотношений между людьми и роботами или компьютерным программным обеспечением, имитирующим людей, не могут оставаться без внимания – особенно когда деньги станут предметом дискуссий или споров. На мой взгляд, ответственность за действия программ с ИИ должны нести разработчики или владельцы авторских прав, которые выпускают в обращение конкретный инструмент, способный нанести ущерб. Попытка наделить программу ИИ личной юридической ответственностью, я считаю, является попыткой уклониться от ответственности со стороны разработчиков ИИ и возможных бенефициаров», — декан факультета систем управления и робототехники Университета ИТМО Антон Пиркин.
Эксперты отмечают, что с развитием ИИ человечество сталкивается с рядом технических и этико-моральных проблем. В конце концов, когнитивные функции ИИ существенно не ограничены по сравнению с людьми и, несомненно, значительно превысят человеческие возможности в будущем. В этом случае роботы должны стать полноправными субъектами права.
Расчет точки технологической сингулярности – большого скачка в научно-техническом развитии – является одним из наиболее распространенных критериев оценки времени, которое потребуется для создания полноценного ИИ, подобного человеческому интеллекту (известному как «сильная версия» ИИ). Предполагается, что это произойдет между 2030 и 2050 годами. Тем не менее, никто не может сказать, что ИИ в его «сильной версии» точно будет создан к этому времени.
«Сейчас мы находимся на лабораторном этапе, но уже к 2020 году мы сможем сделать следующий шаг, включающий полностью функциональный рынок и множество реальных начинающих компаний», – Валентин Климов, заместитель директора Института интеллектуальных кибернетических систем Национального исследовательского ядерного университета МИФИ.
Однако некоторые игроки на рынке ИИ считают, что технологический разрыв между Западом и Россией слишком велик, и единственный для России вариант – начать создавать ИИ на существующих западных платформах. Эта политика «наименьшего сопротивления» подходит далеко не каждому.
«Рано или поздно все должно начинаться с нуля, и сейчас – тот самый раз: программные средства уже достигли определенной точки застоя, в которой они не могут включить полноценный эмоциональный компонент в ИИ. Все это, я считаю, следует отбросить. ИИ должен строиться на основе когнитивных исследований, а не чисто математической логики. Таким образом, у России есть все шансы на успех: мы должны стремиться к созданию «разумного» интеллектуального агента, который будет полностью совместим с людьми в обществе. Только после этого он сможет применять имеющиеся у него прикладные функции, даже если последние не очевидны вначале», – профессор Алексей Самсонович, директор по исследованиям в Институте интеллектуальных киберсистем.
Таким образом, российские эксперты в области технологий ИИ пытаются продемонстрировать свое серьезное, но осторожное отношение к этой области, на которую Илон Маск так радикально отреагировал. В этом смысле они получают выгоду как от текущих условий реализации своих проектов, так и от общего количества времени до того, как достигнута сингулярность.
____________________________________________________________________________________________________________